Светлана Ройз о детском воровстве и его не очевидных причинах
Важливо знати

Светлана Ройз о детском воровстве и его не очевидных причинах

Много запросов было на неделе на эту тему. Хотела написать что-то универсальное. Но причин “воровства” может быть такое огромное количество, что, мне показалось, корректнее — дать “точки входа” в их поиск. За “непродуктивным поведением” — как правило, сигнал неблагополучия. И “наблюдение” за всеми пунктами — может быть профилактикой “симптома”. Единичные случаи — не повод для волнения, у каждого ребёнка в жизни есть “пробы”, но если мы замечаем систематическое присваивание чужого — важно задуматься.

Ребёнок до 3-х лет берет чужое: (все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте)

— Лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами — только-только включаются в работу. Ребёнок учится усилием воли останавливать свои “хочу”. (Мы можем, когда видим, что ребёнок справился с искушением, поддержать его – я видела, как тебе хотелось взять чужую игрушку без спроса. И так рада, что ты смог сдержаться)… (если ребёнок берет чужое — это чужое, когда мы берём что-то чужое без спросу — это не правильно и называется воровство. Давай спросим разрешения или поиграем чем-то другим).
— Ребёнок учится тому, что существуют “границы”. Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к его — спрашиваем разрешение, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своим, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения, как минимум, предупреждаем о своём желании. Не вмешиваемся в его рисунок без спроса, после того, как ребёнок сказал о себе Я — стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик, мы покакали и проч), если в семье несколько детей — не передаём игрушки старшего без его разрешения — младшему.
— Единственному ребёнку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему.
— Мы уважительно относимся к своим границам. Ребёнку важно знать, что есть — наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть самим.

Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до ………….. (конечно, это все не осознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии, конечно, — нет, важно “точечно” разбираться с ситуацией.

Ребёнок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе)

— Берет вещи постоянно у одного и того же ребёнка или детей одного “типа” – возможно, хочет “присвоить” себе качество этого ребёнка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость.
— Хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта
— Мстит за обиду, (как правило, ребёнок телесного типа – кинестетик выбирает для “ответных действий” – канал тела. Если боится ударить – может выбрать “материальный объект”.
— “Возвращает” свою боль, уязвимость тому, кто, по-его мнению, “несправедливо” получает внимания и блага.
— Если ребёнок ворует одно и то же (например, только машинки) — возможно, потерял важную для него вещь (как правило, если у него отобрали или украли, или отдали — любимую игрушку — если “зафиксировался” на этом, может “возвращать” себе образ этой вещи с каждым “воровством”. )

Ребёнок присваивает постоянно разные вещи у разных людей

— Возможно, таким образом ощущает себя “частью группы”.
— Это может быть завуалированной формой агрессии
— Редко – способом привлечения внимания
— Ребёнку важен эффект новизны. Прочитайте, пожалуйста, о дофамине, о риске. И о том, что при пресыщении – нам нужно все больше стимулов и вещей для “получения удовольствия”.

Ребёнок периодически ворует деньги

Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребёнок деньги тратит — деньги, это — ресурс. На что они тратятся — на удовольствия, на вкусняшки, на друзей, возможно, ребёнком манипулируют
— У ребёнка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность “выплат”, важно учить ребёнка “распределять бюджет” – сам факт воровства – может быть “знаком” того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов.
— Возможно, ребёнку нужны карманные деньги и он боится о них поросить.
— Возможно, ребёнку нужен драйв от самого факта “добычи”, важно проанализировать его склонность к риску.

Если он берет деньги у конкретного человека:

— Важно понять, почему именно у него.
— Например, почему именно у мамы/папы?
— мама/папа не заметит?
— Мама/папа не накажет?
— У мамы/папы деньги в доступе?
— Мама/папа не чувствительна к нарушению границ?
— У мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом “компенсирует” его?
— Это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность?
— Проявление конкуренции?
— Деньги “вместо” — внимания, тепла, заботы.
— Или наоборот — стремление быть похожим, “отщепить” себе какую-то часть?

На самом деле — таких пунктов может быть очень много. И семейные системные терапевты — могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребёнка могли быть раскулачены, лишены “ресурса”, пострадать от воровства. И дети таким странным образом компенсируют несправедливость.
И мы сейчас исключаем органические нарушения.

Нам важно не просто убрать симптом — сам факт воровства — нам важно найти причину. Иначе “симптом” может просто изменить форму.

За системным непродуктивным поведением ребёнка – сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательным к сигналам и причинам.

Добрых взрослений.

Автор: Светлана Ройз