Психолог, консультант нашего сайта, автор рубрики “Воспитание” и дважды мама Алена Волошенюк расскажет о половых особенностях каждого возраста и даст советы родителям.
“Как не перепутать? Как не напугать? Как не опередить события? Как не опоздать ? Попробуем сегодня разобраться.
1-4 года
Ни в год, ни в два , ни в четыре сексуального интереса у детей нет. Детям интересны люди как объект познания, и то что, они заглядывают в трусики, штанишки, под кофточку является любопытством и не имеет ничего общего с возбуждением.
Например, если мальчик трех лет хочет увидеть мамину грудь, или девочка в таком же возрасте интересуется папиными анатомическими особенностями, тревогу бить точно не стоит.
Если ребенок часто задирает маме футболку, норовит увидеть / потрогать грудь, не нужно потакать, хихикать, не стоит делать эту тему запретной. Нужно объяснить правила поведения в социуме, перевести на физиологию . Если мама хихикает, она делает посыл, что ей это приятно, нравится. И ребенок может принять как сигнал повеселись маму, поиграть .
С самого рождения очень важно закладывать основы правильной сексуальной жизни, это объятия , поглаживания, разрешение понежничать.
Главное – дать ребенку понять, что тело – это хорошо, это не стыдно.
К трем годам девочка точно знает, что она – девочка , мальчик – что он мальчик. Появляются вопросы , почему у мальчиков есть, а у девочек нет? Здесь важно объяснить, что это не хорошо и не плохо, просто мы отличаемся друг от друга, например, мама такая как ты, а мальчик – как папа.
Важно делать акцент не только на половых органах, но и на другие признаках, занятиях, присущих одному или другому полу. Например, у мужчин короткие волосы/ брюки/футбол/рыбалка, у женщин – длинные волосы/маникюр/танцы и т.д.
В этом возрасте другие вопросы детей не интересуют, они очень концентрированы на себе. Так что если ребенок задает вопросы, связанные с сексом – это повторение услышанного. Детям интересно лишь то, что они к этому возрасту выяснили. Итак, к трем годам наша задача – “развести” понятия мальчик/девочка, выявить отличия. Помнить , что дети любопытны, познают мир, а неприличность некоторым действиям придают взрослые.
4-5 лет
Появляется подражание взрослым.Дети играют в жениха-невесту, маму-папу, также еще без сексуального подтекста. Могут появиться вопросы, откуда я появился?В этом возрасте достаточно на доступном, понятном языке объяснить, что мама и папа встретились -дружили-полюбили-поженились -родился ты. Все. Акцент на отношениях, как можно больше рассказывать о дружбе, чувствах, любви.
Также появляется интерес к гениталиям, могут трогать, играть. Не нужно пугаться, тем более, ругать и запугивает ребенка “еще раз дотронешься – отвалится”и т.д. (Проверенные “бабушкины” методы)
Это этап познания. Но если это часто повторяющиеся действия, тогда необходимо пересмотреть распорядок дня ребенка, найти альтернативу, эмоционально и физически наполнить день ребенка.
6-7 лет
Уместен откровенный разговор. Главное – не опережать события и не делиться всей информацией, которой владеете. Отвечать по мере задавания вопросов. Сколько вопросов -столько ответов. Здесь на помощь может прийти следующая литература:
1) Виржини Дюман “Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия длядетей 5-8 лет”;
2) Дарвилл В, Пауэлл К. “Детям о сексе и деторождении”;
3) Катерина Януш, Мерви Линдман ” Как я появился на свет”;
4) Видавництво країна мрій “Откровенный разговор об этом”;
5) Софи Дэвус ” Мое тело от макушки до пяток”;
Также очень важно обращаться к воспоминаниям из вашего детства в этом возрасте. Что вы знали? Откуда? Как и что хотелось вам узнать? Как хотелось вам, чтобы поговорили /рассказали ваши родители?
Если в этом возрасте ребенок не задает вопросы родителям, значит, скорее всего есть другой источник (брат, сестра, друзья). Главное – поддерживать тесный контакт с ребенком!
7-11 лет
Подростки
− знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД.
− знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и тд.
− должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;
− должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать – не начинать сексуально активную жизнь, использовать – не использовать контрацепцию и тп.).”
Легких вам бесед и гармоничных отношений вашим детям!