Часто родители переживают и задают вопросы, как правильно выстроить отношения в семье с появлением второго ребенка? Как сделать так, чтобы первый ребенок не чувствовал себя обделенным? Как распределить силы таким образом, чтобы заботы и любви хватало всем…
Появление второго ребенка в семье – это большая радость и дополнительные хлопоты. И вот здесь большая роль отводится отцу ( в первые месяцы после возвращения из роддома). Очень здорово, когда поддерживает жену, помогает, проводит время со старшим ребенком, участвует в заботе о младшем.
Мама в это время, пока младший ребенок еще не требует так много эмоционального участия, может больше времени посвятить общению со старшим (чтение книг, совместные игры, прогулки в парке, разговор по душам) чтобы старший ребенок знал ,что он так же любим, значим и важен, как и раньше.
Часто родители “заботясь ” о старшем, отдают на продолжительное время бабушкам и дедушкам, нанося тем самым травму.
Или разрешают больше обычного смотреть мультфильмы, играть в гаджеты…Старший ребенок становится предоставленным сам себе, и это воспринимается им как отвержение (то, что для родителей временная мера, ребенок воспринимает как постоянную).
В это время для гармонии в семье важно участие родителей: мама физически больше с младшим, эмоционально – со старшим. Папа – наоборот.
С появлением малыша идет перераспределение обязанностей и времени. Мы уже говорили, что старшего ребенка нужно привлекать к помощи но это не должно быть его обязанностью. Так как у него есть свои возрастные задачи, которые всегда должны стоять на первом месте. То есть, он помощник, но не заменяет маму. Помогает, а не делает вместо! Идеально, когда родители воспринимают своих детей в равной степени любимыми /уважаемыми /имеющими разные потребности.
Есть несколько правил для родителей, у которых несколько детей:
– не сравнивать (“Вот видишь как твой брат учится хорошо, смотри какой послушный, как быстро встает и умывается”);
– не быть судьей ( а уметь разрешать конфликты, выслушать одну сторону, другую и постараться примерить, не становиться на сторону одного ребенка );
– уважать и принимать разность детей ( особенности, индивидуальности, например, один очень медлительный, другой – быстрый, один – сова, другой – жаворонок и тд);
– не вешать ярлыки ( “ты лишний”, “не мешай”, “отойди”);
– убрать понятия “поровну” и “одинаково” (ребенок получает что-либо в зависимости от потребности);
– одинаковые права и обязанности (один вытирает пыль, другой собирает игрушки и тд);
– личное пространство (независимо от того, есть у каждого отдельная детская комната, или они делят одно пространство, у каждого должно быть место, где только он- хозяин);
– показывать любовь (много любви не бывает, бывает мало);
– быть доступным (для каждого ребенка, когда он в этом нуждается, оставить все и выслушать/уделить время)
– как можно больше проводить время вместе. Если старший делает уроки, не говорить меньшему “Не мешай”, а дать ручку, листочек и пусть делает ” свои ” уроки . Вместе лепит вареники /играть. Все это сплочает и делает счастливыми обоих детей.