Школьная тревога, как разновидность тревожности
Без рубрики

Школьная тревога, как разновидность тревожности – что может помочь

Тревожность у детей школьного возраста. Как определить источники тревоги, что важно делать при проявлении тревожного состояния и как избавиться от тревоги, рассказывает психолог Светлана Ройз.
Тревога – это закапсулированное возбуждение, которое не может найти возможности “гармоничной” разрядки. Она связана со страхом будущего.

Тревога бывает событийной, например, перед экзаменом. Может быть чертой личности, о таком человеке мы говорим – тревожный. Тревожность может быть последствием психологической травмы, может быть проявлением депрессии (в этом случае, важно сопровождение психотерапевта). Может быть результатом проецирования предыдущего опыта неудачи на будущие события. Может “маскироваться” под агрессивность.

Спутники тревоги

  • нарушение сна (бессонница, сонливость),
  • тошнота,
  • расстройство пищеварения,
  • головокружение,
  • желудочные боли,
  • учащенное сердцебиение.

Если есть соматические проявления, важно обращаться к педиатру/терапевту и к психологу/психотерапевту. Доктора нашли интересную взаимосвязь тревоги и окисления организма, а также связь тревожности с дисбалансом в работе поджелудочной железы.

Сила и слабость тревоги

В любом нашем проживании-эмоции-чувстве всегда есть “сила” и “слабость”. Нам не нужно полностью “избавляться” от любого нашего качества или эмоции, важно “откалибровать” его внутри себя. “Сила тревоги” в том, что она позволяет многое предусмотреть, проверить, хорошо подготовиться, прийти чуть заранее, подготовить разные варианты решений. “Слабость тревоги” – в том, что она лишает сил, мешает действовать, мешает быть естественным, навязывает один (негативный) вариант развития событий, сужает многовариантный мир к одному варианту.

Есть интересная разновидность школьной тревожности — математическая тревожность. На самом деле, она является продолжением страха совершить ошибку — страха перед неправильным ответом. В гуманитарных дисциплинах есть многовариантность. В начальных классах школы детей все еще приучают, к сожалению, к тому, что вариант решения и ответа может быть только один.

yoga-kids-stress-1100x480

Отвечаем на вопрос “Что тревожит?”

Зная, что тревога – связана со страхом перед будущими событиями, нам важно конкретизировать – понять, ребенок тревожится о том:

  • Что не найдет друзей
  • Получит плохую оценку
  • Накричит учитель
  • Кто-то обидит
  • Что разочарует родителей
  • Что-то случится с родителями, пока он в школе
  • Не успеет на урок
  • Не сдаст нормативов по физкультуре в школе
  • Не успеет в туалет
  • Глобально – проживает страх будущего…

Узнав, что конкретно ребенка беспокоит, мы можем найти “точечный” способ трансформации. С младшими школьниками мы можем “играть в школу” – игрушка или рисунок “проговорится” о том, что тревожит ребенка. Старшим детям мы можем задать вопрос -” что может случиться самого плохого”

Тревога нуждается в информации. Чем больше информации, тем больше ощущения стабильности. Тревожным детям нужно объяснять правила, рассказывать о последовательности действий. Отвечать на вопрос “А что будет теперь?  А потом?”

Важно

Наше подсознание может справиться с тем, что считает сложным, если “ресурсных -опорных” воспоминаний и знаний о себе в два раза больше. Поэтому тревожным деткам важно научиться фиксировать внимание на том, что уже получается и получалось (их фокус внимания на будущем, а не на опыте настоящего). Чаще напоминать “Помнишь, ты уже с этим справлялся?”. Вместе с ребенком делать журналы успеха.

Использовать “метод зеленой ручки” – подчеркивая то, что получается.

Чтобы наши дети слышали – я верю в твои силы, позаботься о себе, ты в безопасности;

Давать посильные поручения и задания. Важно, чтобы ребенок видел, как мы справляемся со сложностями, как мы конфронтируем, как мы радуемся жизни и сами играем и расслабляемся.

Наблюдать за дыханием

Дать право на ошибку, рассказывать о своих ошибках, показывать, как можно быть смешным и живым. Важно снять с себя и ребенка требования об идеальности. Перфекционизм – провокатор тревожности.

Тревожность детей часто провоцируется гиперконтролем, перфекционизмом и тревожностью самих родителей – “ты маленький, мир опасен, везде зрада-зрадонька, никому доверять нельзя, будь лучше всех, нужно все делать идеально, ошибаться нельзя”.

Нашим детям важно знать, что мир разный. И они разные. И мы учим их одновременно доверять, ощущать свою силу, и соблюдать осторожность и избирательность.

Важно тревогу из закапсулированного внутреннего состояния вывести “на поверхность” – перевести в движения – бег, танец, приседания.

Тревожный человек, часто, не в контакте со своим телом. Важно фиксировать внимание на стопах ног. Чем устойчивее расположены стопы, тем фиксированнее внимание. Полезен массаж ног, прыжки на батуте, ходьба босиком.

kids-dancing_55322995

Чем помочь

Можно в начале учебного дня или перед контрольный делать маленькие визуализации – представить себя в безопасном уютном пространстве, ноги в этом воображаемом пространстве стоят на траве или на земле. Спина опирается на дерево или стену дома (в реальности они могут опираться на спинку стула), сделать несколько вдохов-выдохов

Очень полезно в руках держать что-то из материала, который можно сжимать и сминать (тревожные дети и так в руках все время что-то крутят)

Полезно рисовать на камнях, делать коллажи из камней и ракушек, играть с песком (песочная терапия, песочная анимация), играть — рисовать, делать поделки из круп (особенно кукурузной — желтой).

В арт-терапии цвет работы с тревожностью – желтый, рисовать здорово мелками. Постепенно предлагая рисунки и эксперименты с акварелью (акварель непредсказуема, как и жизнь), использовать глину, пластилин — материалы, которые можно проконтролировать.

Можно с ребенком играть в актеров – читать известные всем детские стишки – четверостишия разными интонациями

Можно воспользоваться методом Гарри Поттера — страшного учителя представив с бантиками или смешными заколочками на голове.

Наша задача – вывести ребенка из состояния “суженного сознания”.

Я часто использую игру “к счастью – к сожалению”. Мы выбираем желаемое действие. Например, собрались на выходных в поход. Кто-то из играющих говорит фразу – к сожалению, пошел дождь. Следующий участник – предлагает вариант – к счастью, мы успели разбить палатку. Следующий – К сожалению – не было интернета. К счастью – мы рассказывали истории и пели песни. Таким игровым способом мы расширяем поведенческий репертуар ребенка, приучаем ребенка к тому, что из любой ситуации может быть выход.

Ребенку легче справиться с тревогой, опираясь на силу и расслабленное доверие родителей. За тревогой – можно найти осознание своих сил, доверие себе и миру. Желание развиваться и исследовать. И радость.