Благотворительность: как и зачем учить подростка отдавать
Думки

Благотворительность: как и зачем учить подростка отдавать

Поколение Z. Им неинтересно жить там, где уже все устроено, а интересно там, где они могут что-то сделать сами. Они знают, что если в жизни что-то не устраивает — жалобы не помогут, нужно браться самому и делать. Так что если ваш тинейджер решил менять мир, не спешите рушить его мечты, лучше прислушайтесь и помогите найти возможности проявить свое лидерство. О том, что вдохновляет подростка развиваться и зачем ему волонтерство, рассказывает гостевой редактор Алина Носенко, директор благотворительной организации Klitschko Foundation.

В 2016 году, когда впервые в образовательном летнем проекте мы дали участникам задание сделать свой проект — социальный или бизнес, мы увидели, к чему они тяготеют. Все проекты были социальные. Если раньше людей, которые занимаются общественно важными делами, считали маргиналами, то для поколения Z это уже норма. Тем более что здесь не нужны большие ресурсы. Главный ресурс — креатив, который способен привлечь внимание и, конечно, это подросткам под силу.

Вдохновите тинейджера на поступки

Чтобы начинать что-то делать, не надо ждать 18-летия.

Подростки еще не могут голосовать, но их голос может быть громче.

Именно на это стоит вдохновлять своих детей. Их волнует судьба животных — пусть создадут кампанию по защите, возьмут щенка из приюта и заведут блог, как за ним следить. Если они интересуются, например, ИT-технологиями — пусть устроят завтрак, на который пригласят своих ровесников, чтобы поделиться с ними знаниями. Или позовут практиков, и те расскажут им о своем опыте. Волнует равенство и возможности в обществе? Тогда они могут написать в соцсетях о своих «других» друзьях, об их ценностях, объяснить, что в них привлекает. Хотят поучаствовать в изменениях в своем городе или дворе — организуют пикник, где жители смогут познакомиться и объединиться для решения общих проблем. Хотят поддержать пожилых людей — пусть научат бабушек и дедушек во дворе пользоваться компьютером и откроют для них виртуальный мир. Все эти поступки научат быть открытыми к возможностям.

 

Сделайте благотворительность семейным проектом

В автобиографической книге «Карандаши надежды» Адам Браун описывает, как во время празднования Хануки детям в их семье дарили подарки не восемь вечеров подряд, как принято, а четыре. Остальные же четыре подарка или деньги они жертвовали в благотворительную организацию, которую выбирали сами.

Определите инициативу, которую хотите поддерживать всей семьей, и предложите ребенку отдавать часть карманных денег на благотворительность. Здесь имеет значение не сумма, а привычка, которую привили с детства. Это помогает благотворительности быть системной.

Обсудите семьей и примите вместе решение, борьбе с какой проблемой вы бы хотели посвятить свое время. Вы можете выбрать несколько идей и провести голосование. Главное, чтобы и у вас, и у детей был искренний интерес к теме, чтобы вы вместе могли стать амбассадорами изменений. Когда у детей будет команда, больше вероятность, что они не бросят идею после первой попытки, а в ваших отношениях сформируется доверие.

Критерии выбора организации

В Украине более 15 000 благотворительных организаций, но сколько из них работают профессионально и действительно улучшают социальный ландшафт? Только 3% людей, перед тем как отдавать деньги на благотворительность, сравнивают фонды и узнают о них больше. То есть в желании отдавать людьми движет эмоция.

Выбор организации или проект, который вы хотите поддержать с детьми, поможет подростку натренировать мышцу критического мышления, которое так необходимо в изобилии информации, в котором мы живем. Обратите внимание на три фактора: видение и стратегия, влияние, финансы.

Выбирайте организации или инициативы, с которыми вы разделяете видение, и хорошо изучите их сайты. Мы часто получаем звонки и письма с предложением помочь детскому дому или собрать деньги на лечение. Мы не можем поддержать этих людей, так как занимаемся только образовательными и спортивными проектами для молодежи. Если выйдем за рамки основной деятельности, это расфокусирует нас. У нас есть экспертиза в своих сферах, в другим мы не сможем быть эффективными. В таких случаях мы направляем людей в другие целевые фонды.

Миссия организации вам импонирует? Тогда следующий шаг — узнайте, какое влияние она имеет на общество или отдельную социальную группу и в каком масштабе. Какие цели организация ставит перед собой и какими способами их достигает. Например, какие проекты воплощают, сколько им лет, каких результатов удалось достичь. Часто влияние измеряют инвестированными деньгами, но это не совсем правильно. Поинтересуйтесь, какие другие ресурсы привлекаются. Например, в образовательных проектах важно наполнение программы, поэтому ключевую роль играют люди — менторы, тренеры. Насколько они мотивированы и готовы отдавать — настолько сильно проект будет влиять на бенефициаров. В инфраструктурных проектах ключевыми являются финансы, но и здания перестают существовать, если нет эффективного управления. Познакомьтесь с членами команды, узнайте об их ценностях и поинтересуйтесь реальными историями людей, чьи жизни изменила организация.

Последний фактор, но очень важный — финансы. От того, насколько организация прозрачна и подотчетна, зависит доверие к ней. Убедитесь, что на сайте представлены годовые отчеты с информацией, сколько денег есть на балансе организации, сколько используют на программы, какие тенденции из года в год. Узнайте, как привлекаются средства: гранты, вложения от основателей, помощь от физических лиц и т. д. Лучше, когда есть несколько источников доходов, это обеспечивает стабильность. Доверять можете организациям, которые проходят аудит. Так независимое лицо контролирует финансы и наличие политик и процедур в организации.

Если вы хотите глубже разобраться в теме, советую посмотреть всей семьей онлайн-урок на Coursera: https://www.coursera.org/learn/philanthropist/

Волонтерские проекты — не только про «отдавать»

Когда детям 15 лет — впереди их ждет выбор профессии, высшего образования или наоборот — пауза от академического образования для размышлений о своем будущем. Участие в волонтерских проектах помогает окружить себя людьми со схожими ценностями и интересами, которые в будущем могут стать для вашего ребенка командой.

Подростки попадают в модель взрослого мира, где есть задачи, дедлайны, ответственность. Такие проекты дают возможность увидеть зоны, в которых стоит развиваться, преодолеть страх ошибки, выйти за рамки своей привычной среды. Участие во внешкольной активности помогает управлять временем, эффективнее его использовать, расставлять приоритеты. Такое участие дает все, что нужно для развития soft skills. И, возможно, в будущем ваш ребенок захочет стать профессионалом в этой сфере. А еще ваши дети могут встретить менторов. И это станет лучшей инвестицией в их будущее.

Если вы планируете отправить ребенка на учебу за границу, опыт волонтерства — необходимая часть для мотивационного письма. Например, в американской программе лидеров ты должен проволонтерить 100 часов, чтобы закончить курс. Часто в программах, которые финансирует иностранное правительство, есть условие: вернуться в свою родную страну и внедрить полученные знания. То есть если хочешь что-то получить, учись отдавать.

Волонтерство — это практика, где ребенок может поделиться своими знаниями с другими, закрепить их и осознать ценность этих знаний. Когда ребята сами делают проект, собирают команду, работают с медиа — они приобретают социальный вес. В мире, где столько безразличных и безынициативных людей, волонтерство помогает проявить лидерство и заявить, что есть молодые люди, готовые брать ответственность в свои руки. Результат, который они увидят благодаря волонтерству, даст им веру в свою возможность менять мир, сформирует их жизненные ценности. Это как позитивный эйджизм, когда на тебя не возлагают большие ожидания, но результаты в итоге вдохновляют.

 

Директор благотворительной организации Klitschko Foundation, которая занимается образовательными и спортивными проектами для молодежи