Мнения

Инфантильные 30-летние и невзрослеющие дети: откуда корни

Привязанность — это инстинктивная потребность многих живых существ, в том числе и человека. Она выражается в желании близости, потребности принадлежать, ориентироваться на кого-то, чувствовать свою нужность, ощущать любовь этого кого-то. В животном мире этот инстинкт реализуется, начиная с самого простого уровня: кого первым увидел новорожденный детеныш, к тому он и привязывается. Это нужно для элементарного выживания. Человек — вершина эволюционной цепочки, но инстинктивная потребность в привязанности сохранилась и у нас с вами. Правда, приобрела несколько иные черты.

Человек является обладателем самого развитого мозга и ему свойственно переживание таких высших чувств и эмоций, как любовь, эмпатия, доверие, причастность. Кроме того, человек изначально рождается социальным существом с потребностью во взаимодействии, отношениях, контакте. Таким образом, привязанность приобретает несколько более глубокое содержание и смысл, нежели просто следование за кем-то с целью удовлетворения жизненно важных потребностей.

У человеческой привязанности есть и еще одна особенность — она не избирательна. Нет никаких маркеров того, на кого привязанность должна быть направлена. Исторически они были не нужны: ребенок, которому было обеспечено выживание, в 99% случаев находился при взрослых, и, соответственно, реализовывал свою потребность в привязанности во взаимодействии с ними.

Именно эта особенность начинает представлять трудность в настоящее время. Как верно подмечено в фильме «Дом» (Ян Артюс-Бертран) — «все ускоряется».

И мы уже не можем вести такой же размеренный образ жизни, каким его задумывала природа: нам нужно вместить в неизменившееся количество времени бесконечное количество возможностей.

Экономика гонит зарабатывать, педагогические тенденции не утихая трубят о том, что детям непременно нужно общество сверстников. При этом нередко стали появляться статьи на тему: поколение Х, невзрослеющие дети, инфантильные тридцатилетние и тому подобное. Как будто с какого-то момента период подросткового детства стал нескончаемым: в любом возрасте бесконечно важно, что о нас думают окружающие, погоня за модной новинкой и удовольствием превосходит все остальные цели, обременять себя семьей, детьми и серьезными отношениями не модно. Что же произошло?

Дело в том, что объект привязанности детей изменился. Все больше и больше детей становятся ориентированными на ровесников — на таких же детей, как они сами. К чему приводит такая ситуация? Давайте для начала обозначим, каким целям должна отвечать привязанность ребенка ко взрослому:

  • удовлетворение потребности в безусловной любви и принятии;
  • если первые две потребности удовлетворены, ребенок обретает уверенность и чувство безопасности;
  • ориентация в происходящем — детям необходимо следовать за кем-то, кто будет «компасной стрелкой» в большом и непонятном мире;
  • как следствие — стремление к достижению уровня развития взрослых;
  • обретение истинной независимости и самостоятельности через зависимость от родителей;
  • если потребность в привязанности благополучно удовлетворена, то ребенок получает сигнал о том, что все в порядке и можно тратить энергию и силы на развитие.

Могут ли ровесники реализовать данную потребность в таком виде: дать безусловную любовь, быть ведущими ориентирами и помогать принимать правильные решения, стимулировать достижение более высокого уровня развития? Очевидно, что нет, потому как они не являются более зрелыми или компетентными, чтобы дать друг другу все вышеперечисленное.

Ориентация детей на других детей начала процветать из-за того, что «все ускоряется» — все больше родителей обращены не только на ребенка, но и на себя. Этого требует время и с этим спорить бесполезно. Для того чтобы выживать, часто взрослым нужно много работать. Но даже если дело не только в выживании, вопрос личной самореализации может стоять наравне с ребенком. И если это сделает родителей более счастливыми и они смогут подарить больше счастья своему ребенку, тогда баланс будет восстановлен и такие «жертвы» могут быть оправданы. Но важно помнить, что  привязанность нужна человеку не только на уровне физического выживания, но и, в первую очередь, для благополучного психологического и социального развития. Поэтому, как призывает нас доктор Ньюфелд, «Не упускайте своих детей», но и о себе тоже помните.

Специалист по детскому развитию