Как выбрать школу?
Думки Нова школа Освіта Спецпроект

Как выбрать школу?

«Пойдет в школу недалеко от дома», «Может, ближе к работе», «О, там учатся друзья ребенка», «А что же с английским?», — мысли мамы, которая отдает ребенка в школу. Что важно для ребенка, что нужно знать о школе, какими должны быть преподаватели и на какие вопросы обязательно нужно знать ответы, рассказывает «Промам» Уве Герч, директор Немецко-украинской межкультурной школы в г. Киеве. 10 критериев, по которым стоит выбирать школу, читайте дальше.

Первое, что нужно узнать о школе: что ваш ребенок получит помимо знаний по предметам. Важно, чтобы школа развивала личность человека, умение слушать, учиться самостоятельно, способность мыслить последовательно. Узнайте у директора или учителя, каким образом в педагогическом процессе учтены эти моменты.

Второй критерий: процесс обучения детей в школе. В хорошей школе на уроке используется большое количество методов и способов обучения. Ориентирован ли урок только на некоторых учеников или учитывает уровень и глубину понимания предмета каждым в аудитории? Является ли инновационным обеспечение урока? Насколько эффективно используется учебное время? Используют ли преподаватели современные методы обучения? Родители также могут уточнить, имеется ли в школе план дополнительных занятий для поддержки учеников, которые могут не успевать по предмету? Организовываются ли для учеников проектная работа по предметам?

Слушая ответы на эти вопросы, вы сами для себя уже сможете определить, насколько правильный выбор вы сделаете в пользу той или иной школы.

Третий критерий: развитие самой школы. Есть ли программа? Хорошая школа знает, чего она хочет, и пишет свои цели в концепции развития. Она может быть представлена в виде книжечки, которую получает каждый родитель. Узнайте, что, собственно, дети будут изучать в школе, и как сама школа планирует дальше развиваться, какие цели стремится достичь, что лежит в основе работы, каким образом будут достигаться эти цели.

Четвертый критерий: командная работа всего педагогического коллектива. Работают ли учителя школы вместе? Обмениваются ли они между собой знаниями, умениями? Например, лекция по литературе может быть применена к другим предметам – истории, географии. И я, как родитель, спрашиваю: практикуются ли в школе встречи учителей, которые преподают разные предметы, обговаривают ли они между собой вопросы, которые касаются межпрофильного обучения?

Приведу пример: междисциплинарные проекты, за которыми стоит командная работа разных учителей. Перед 9-м классом поставили задачу: «Рациональное использование воды». Работали над этой задачей на многих предметах. Предварительно преподаватели обсудили методы работы с классом, то, насколько уместен выбранный подход для обучения именно этих конкретных детей, как подать им информацию, чтобы она была правильно воспринята. В итоге на уроке географии школьники обсуждали, каким способом используется вода в мире, на истории – когда вода становилась причиной конфликтов. Тема была изучена на уроках физики, биологии, химии. Финалом проекта стал небольшой форум, где дети высказывали аргументы за и против разных идей рационального использования воды, обсуждали конфликты и предлагали свои варианты решения по использованию воды в мире. Образовались группы учеников с разными мнениями, которые дискутировали. Два школьника были модераторами обсуждения, одной из их задач было привести группы к решению, которое устроило бы всех участников дискуссии.

Пятый критерий: профессиональное развитие преподавателей. Проходят ли учителя школы повышение квалификации, как они обучаются дальше? Хорошая школа нуждается в хороших преподавателях. Такие стремятся к получению новых знаний и методов, которые смогут применить на уроках.

Поэтому рекомендую родителям расспросить, есть ли в школе дни, когда для всего коллектива преподавателей проходит повышение квалификации, каким темам уделяется больше внимания.

А также – посещают ли преподаватели уроки друг друга, существует ли в школе разработанная система, при которой каждый преподаватель развивается? Ведь получать импульсы в развитии можно не только на курсах, но наблюдая работу своих коллег.

Шестой критерий: внешнее партнерство. Хорошая школа расширяет свое окружение. Посещение уроков в школе какими-то специалистами в отдельных областях либо же экспертами в школьных вопросах. Предлагает ли школа практику вообще и практические занятия? Например, Немецко-украинская школа в Киеве организует для учеников социальную практику – работа в детских садиках, больницах в качестве социальных работников. Также у нас партнерские отношения с другими школами: есть дни, когда ученики украинских и международных школ принимают участие в наших уроках. И наоборот – наши школьники посещают их занятия.

Седьмой критерий: как школа сама оценивает качество преподавания. Хорошая школа самодостаточна, уверена в себе, открыта ко всему новому, знает свои сильные и слабые стороны. Ведь нет идеальных школ. Школе следует регулярно делать оценку качества работы: что уже достигнуто, какие нужны меры для дальнейшего улучшения. Это оценка не только результат экзаменов учеников, но и качества процесса обучения, климата в коллективе, управления учебным процессом.

Например, в нашей школе каждые три года проводится расширенный опрос учеников, учителей, родителей и сотрудников школы. В этом опросе (он разный: для преподавательского состава, родителей, учеников) от 80 до 100 вопросов. Результаты доступны всем, кто принимал в нем участие. Мы приглашаем экспертов по школьной системе, которые помогают нам в улучшении качества образования не только на уроках, но и в направлении развития школы.

Восьмой критерий: удовлетворенность школой родителями и учениками. Расспросите тех, кто там учится или учился, что они думают про это учебное заведение, какие у них отзывы. Как будут выглядеть успехи и достижения школы извне.

Девятый критерий: открытость самого директора. То, насколько директор школы согласовывает свои решения в развитии школы с преподавательским составом, родителями, возможно, мнением учеников.

В каждом классе может быть представитель учеников и представитель родителей. Они образуют Совет учеников школы и родительский комитет. Совет и комитет обсуждают важные школьные вопросы, к примеру, какие кружки организовать на базе школы на следующий учебный год.

Приведу другой пример. В нашем школьном распорядке есть пункт о полном запрете мобильных телефонов в здании школы, кроме тех вопросов, когда преподаватель на уроке дает разрешение на их использование. Два года тому назад Советом учеников была принята поправка к этому правилу: на первой большой переменке все ученики могут без ограничения пользоваться телефоном. Или еще пример: Советом учеников было принято решение, что на нашем празднике Весны проводится аукцион рисунков учеников. Они же решили, на что будут потрачены деньги, заработанные на аукционе.

Так, в прошлом году дети направили 6 тысяч грн на помощь детскому дому в Боярке.

Десятый критерий: сотрудничество с родителями. Поинтересуйтесь, насколько сами учителя открыты к обсуждению обучения детей. Проводятся ли родительские вечера, на которых родители и классные руководители обсуждают достижения класса? Есть ли так называемые консультационные дни, когда родители могут пообщаться с разными преподавателями один на один?

А если ребенок отстает по предмету: задействованы ли родители в создании плана дополнительных занятий? К примеру, когда к нам в школу переходит ученик из украинской школы, мы проводим вместе с родителями и преподавателями общие встречи, на которых составляется план по улучшению знаний и дополнительных занятий – что может быть сделано в случае конкретного ученика.

И дополнительно: посмотрите школьный двор, само здание школы, чистые ли окна, каким образом устроены классы. Также понаблюдайте, как ведут себя на переменах ученики, разговаривают ли преподаватели с учениками именно на переменах.

Я не встречал школы, которая бы на 100% была идеальна по всем перечисленным параметрам. Но задавая вопросы и разбираясь в ситуации, вы сможете понять, кто и чему учит вашего ребенка, насколько это образование для вас вписывается в понятие «хорошо».