Мнения

Когда нужно отдавать ребенка в детский сад

Ребенок растет, с каждым днем он все с большим интересом познает мир. Ему уже мало прогулок во дворе, соседнем скверике и общения в песочнице. Родители выбирают, что будет лучше для их чада в этот период жизни – развивающие занятия или детский сад? Как понять, готов уже ребенок к саду или стоит повременить? Об этом и не только «Промам» рассказывает психолог отделения психологии и реабилитации клиники ISIDA Татьяна Степанова.

О возрасте, когда ребенок готов к саду

Некоторым родителям хочется отдать малыша в сад как можно раньше, чтобы пойти на работу или получить немного свободного времени. Кто-то готов отпустить ребенка за год до школы, а иногда взрослые решают, что детский сад не нужен их сыну или дочери совсем. Мое мнение: оптимальный возраст – это два с половиной – три с половиной года.

В этом возрасте у ребенка начинается так называемый «кризис трехлетки», во время которого основная задача малыша —  отделиться от родителей как психологически, так и физически. В этот период поведение детей резко меняется, не работают привычные методы воспитания. Ребенок становится капризным, «непослушным», убегает от родителей во время совместных прогулок, отказывается от помощи, всячески проверяет на прочность родительскую любовь. Если предложить ему ходить в детский сад, для него это может быть более органично и мягко, чем в любом другом возрасте.

О признаках того, что ребенок уже готов идти в сад

Нет единых для всех детей признаков готовности к саду. Необходимо учитывать темперамент, характер малыша, стиль воспитания в семье, ведущий анализатор (зритель, слушатель, кинестетик). Но есть факторы, которые важны для более мягкой адаптации ребенка в саду. На мой взгляд, это: возраст не младше два с половиной года, наличие речи, навыки самообслуживания,  опыт общения с детьми и неродными взрослыми, опыт жизни по правилам и режиму.

О том, как можно подготовиться к детскому саду

Подготовка должна проходить с двух сторон. Первая – это  готовность взрослых. Родителям важно точно для себя решить, что детский сад им нужен, и четко понять зачем. Например, это свободное время или возможность выйти на работу для мамы либо возможность социализировать и  системно развивать ребенка. Родителям надо точно знать, что им нужен сад и нет альтернативы. Тогда адаптация пройдет легче. А еще папа с мамой должны быть готовы доверить ребенка чужим людям. Потому что, если взрослые не готовы к этому, малыш будет зеркалить, отражать их чувства растерянности и неуверенности. У него потеряется ощущение безопасности, которое дают ему родители. Потому что для ребенка взрослые родные – это оплот стабильности. То есть первое – подготовиться родителям.

Подготовка ребенка состоит из нескольких позиций. Первая: создаем ему дома режим, приближенный к  режиму детского сада. Как правило, дети охотно привыкают к режиму, им нравится все, что создает точки опоры, предсказуемость. Вторая – это опыт общения с детьми и неродными взрослыми. Для этого можно гулять на разных площадках и в игровых зонах, посещать детские праздники, школы и клубы раннего развития. Если он не был раньше  в больших пространствах  вроде торгового центра, нужно сходить туда, где люди, шум, новая для малыша ситуация. Третья – важно учить ребенка навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, проситься и ходить на горшок (унитаз), мыть руки до еды, после прогулки, когда испачкался. И самостоятельно засыпать и спать. Это является проблемой, потому что многие детки спят с мамой, с папой, и им тревожно спать в одиночестве.

И еще очень важно научить ребенка играть, так как иногда родители, даже очень заботливые, дают малышу игрушки и говорят: «Играй сам». А ведь дети до двух-трех лет с удовольствием занимаются тем, чем занимаются значимые для них взрослые. И наоборот, если значимому взрослому неинтересно какое-либо занятие, он бросает игрушку, ребенку тоже становится неинтересно.

Обязательно нужно играть в ролевые игры: в магазине, в поликлинике, на дне рождении у друга, в садике. Игра в садик создает еще и положительный образ этого места, что позже поможет успешной адаптации в детском саду.

Как родителям справиться со своей тревожностью, связанной с детским садом

Есть родители, которым нужен детсад с круглосуточным видеонаблюдением, возможность в любое время увидеть, что делает ребенок с экрана телефона.  Нормальная ситуация для частного детского сада. Хороший вариант, он дает спокойствие. Но только в том случае, если для родителя это последняя точка преодоления тревожности, связанной с детским садом: «Вот есть эти камеры, и все нормально, я спокоен». Но если это только первый пункт преодоления тревожности – может быть обратный эффект. Такой родитель будет тревожиться еще больше и успокаивать свою тревогу постоянными звонками в сад: почему мой ребенок не доел обед, почему с ним никто не играет, почему он плачет. Конечно, ситуации могут быть разными, некоторые реально требуют вмешательства родителей, но если сад выбран правильно, то, скорее всего, такие звонки будут только отвлекать внимание сотрудников от детей и создавать тревожную атмосферу для ребенка.

Родителям важно, во-первых, осознать необходимость детского сада и подготовить к нему ребенка.  Во-вторых, выбрать детский сад очень тщательно, выяснив, что важно. В-третьих, понять, к какому воспитателю идет твой ребенок, познакомиться с ним. В-четвертых, подготовить себя к тому, что ребенку нужно время привыкнуть к новым обстоятельствам, что он может плакать, его поведение может временно поменяться и что от спокойствия родителей во многом зависит настрой ребенка. А еще хорошо бы поговорить с родителями детей, которые ходят в детский сад, заручиться той информацией, которая успокоит. И если сад выбран и учтены абсолютно все моменты, родителям будет уже менее тревожно. Если при всем при этом тревога сохраняется, то папе или маме, возможно, стоит обратиться за помощью к специалисту или просто подождать с детским садом, дать себе время принять ситуацию.

О том, нужен ли вообще детский сад ребенку

Детский сад необходим ребенку, но только хороший детский сад. Есть вещи, которые малыш получит только там. Что важного он даст?  Ребенок получит  не просто социализацию, эпизодическое общение с детьми, а опыт отношений, дружбы, решения конфликтов с детьми и  взрослыми. Научится следовать правилам и нормам. Если эти правила не жесткие и гуманные, это дает хороший навык, который в будущем ему пригодится в жизни.

И еще один важный аргумент в пользу детского сада. Если ребенок перед школой не ходил в садик, он сталкивается со многими жизненными задачами сразу. Во-первых, он болеет, потому что впервые попадает в детский коллектив. Во-вторых, ему нужно научиться дружить, общаться. В-третьих, приобретать знания. Если ребенок ходил в детский сад, как правило, он переболел уже этим букетом детских болезней, у него сформировался иммунитет. Он уже научился отношениям, решению конфликтов, научился делить что-то, меняться, договариваться, делать что-либо в команде сверстников.  И, соответственно, у этого ребенка остается одна задача – учиться. Таким детям проще, на мой взгляд. Кроме этого, хороший детский сад с грамотной программой дает системное развитие ребенку, и усваивать школьную программу ему уже легче.