Кризисы развития у детей: как помочь ребенку и родителям
Думки

Кризисы развития у детей: как помочь ребенку и родителям

Возрастные кризисы — это проверенный путь к самостоятельности и взрослости. Их не избежать, поэтому нужно приготовиться к достойной встрече.

Хотя кризисы даются нелегко, они являются переломным моментом в жизни ребенка и именно поэтому незаменимы. В это время формируются новые задачи, от выполнения которых зависит переход на новый этап развития. У каждого кризиса свои особенности, но все они похожи бурным проявлением эмоций, протестом, отрицанием, непослушанием. Более подробно о возрастных кризисах и их проявлениях рассказывает «Промам» Екатерина Мокрий, детский и семейный врач-психолог МС «Добробут».

Кризис трехлетки

Задание. Отделение от мамы. Если потребности в самостоятельной деятельности не удовлетворяются, появляется протест.

Особенности проявления. Гнев, злость и отрицание — не признак невоспитанности, а болезненный процесс формирования личности. Фраза «Я — сам!» хорошо иллюстрирует программу отделения.

Что делать?

Перенаправлять негатив. Научите маленького бунтаря нейтрализовать негативные эмоции. Например, заведите подушку для битья или мешочек для крика, чтобы снимать раздражение. А вот бить родителей — табу.

Не подавлять эмоции. Если запрещать ребенку плакать и сердиться, проглоченные слезы «превратятся» в энурез, а приглушенная злость — в проблемы с пищеварением.

Поощрять самостоятельность. Даже если медленное натягивание колготок не соответствует вашим понятиям о скорости, стоит все-таки дать ребенку время. Самостоятельно выполненная работа формирует адекватную самооценку.

Действовать конструктивно. Дети в два-три года проверяют границы дозволенного. Замечательная иллюстрация — «шедевры» на обоях. Ищите золотую середину между запретами и попустительством: прикрепите на стену лист бумаги, пусть ребенок рисует на нем, не портя интерьер.

Всему свое время

Если в определенном возрасте не пережит соответствующий кризис, он заявит о себе через 10 лет, но уже с новой силой. Например, если в два-три года не поощрять самостоятельность, то в 12-13 подростковые протестные выступления будут намного сильнее и болезненнее. А если в 13 лет не признать за ребенком права на свободу и собственное мнение, в 23 родители столкнутся с мощным сопротивлением и отказом от семейных ценностей.

Кризис 5—7 лет

Задание. Найти самоуважение и уверенность в новом статусе. Первый класс — новая социальная ситуация, новая среда обитания, а значит — новые страхи и переживания.

Особенности проявления. Попытки диктовать свою волю и настаивать на своем. Агрессия и протест в случае непринятия взрослыми индивидуальности ребенка или проблем в школе.

Что делать?

Уважать. В семь лет у детей появляется потребность в уважении и принятии их точки зрения близкими взрослыми. В этом возрасте важно дать понять ребенку, что его мнение очень важно для вас. Если на семилетку не обращать внимания, то в дальнейшем ему будет трудно уважать себя.

Поддерживать. Живо интересоваться школьной жизнью, искренне разговаривать. Помогать в освоении нового материала, но в меру: не забывайте о формировании самостоятельности ребенка.

Записать в спортивную секцию. Агрессию в шесть-семь лет лучше нивелировать физической активностью. Даже обычные отжимания или приседания помогут справиться с эмоциями.

Кризис 12 лет

Задание. Найти себя. Возникает потребность в самоидентификации и самопознании. Ребенок взрослеет, и у него возникает внутренний конфликт между тем, что его учили мама и папа раньше, и тем, что он чувствует сейчас. Теперь не родители и семья, а сверстники и социум играют решающую роль в жизни подростка.

Особенности проявления. Если потребность в самостоятельности не удовлетворяется, появляется дерзость, наглость и даже хамство.

Что делать?

Не паниковать и пытаться понять. Конечно, для родителей такое изменение в поведении — шок. Но совладайте с собой. Не вступайте с ребенком в открытую войну. Поставьте себя на его место: его разрывают противоречия и сомнения. Если он хлопнул дверью, не расценивайте это как акт неуважения: это может быть одним из способов показать, что он не согласен (если его не слышат).

Не читать нотаций. В момент эмоционального пика не вычитывайте подростка, лучше поговорить, когда страсти улягутся. Старайтесь не прибегать к оценочным суждениям.

Проявлять свои эмоции. В ответ на протесты подростка показывайте ему свои чувства, начиная со слов: «Мне неприятно… Мне больно… Я злюсь, когда ты…».

Вовремя промолчать. Даже если очень хочется сказать все и немедленно, лучше не поддаваться соблазну. Особенно, если у вас бурлят эмоции и возмущение бьет через край. Лучше прекратить разговор, подождав лучшей возможности.

Давать свободу. Тотальный контроль — большая ошибка родителей. Он не убережет ребенка от ошибок, а вот отношения испортить может здорово.