Мнения Развитие

Напишите на моем надгробии: «Перевоспитала себя», или Почему mindset определяет наc

«Я всегда думала, что утону, поэтому никогда не плавала» — поет Майли Сайрус. Хотя к самой Майли эта фраза мало применима. Артистка, прошедшая путь от мимимишной телезвезды с «кольцом непорочности» на пальце до голой пансексуалки на шар-бабе, неединожды покидала зону комфорта.

Упомянутое выражение из ее песни можно высечь на могильных камнях тысяч людей по всему миру. Многие из нас сдерживают свое развитие и натыкаются на выдуманный потолок. Но образ мышления поддается «дрессировке». Если глубоко изучить вопрос.

Зарождение установок

Мы знаем, что установки порождаются средой и воспитанием. Они же всю жизнь влияют на наши решения. Некоторые родители и учителя воспитывают детей узкими специалистами. Если ребенок справляется с сочинениями на 5+, его считают талантливым гуманитарием. Нежелание решать задачи по химии такому ученику могут простить. Пусть не решает, он же гуманитарий. Еще одна проблема — неправильная похвала. Но к этому мы еще вернемся.

У каждого из нас в классе был человек, которого втихую ненавидели. Круглый отличник. Интересно, почему троечники учились в той же среде, у тех же преподавателей, но получали низкие оценки. Самый популярный психолог СНГ (по его собственному определению) Михаил Лабковский говорит, что не бывает здоровых отличников. Можно на этой фразе радостно выдохнуть: умницы — это всего лишь скрытые психи. Но есть другое мнение других экспертов. Они утверждают, что умницы просто приучили себя учиться.

Грузинский психолог Дмитрий Узнадзе изучил эффект установки, которую определял как «неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении». Эффект установки он выявил в ходе эксперимента.

Испытуемым предлагали два шара, разные по объему. Меньший помещали в правую руку, больший — в левую. Через 15 минут взаимодействия с предметами, испытуемый получал похожие шары, но уже равные по объему. При этом человек не замечал равенства объема второй пары шаров. Эти выводы делались людьми на основе опыта, полученного накануне.

Узнадзе также выявил, что установки бывают статическими и динамическими, жесткими и пластичными. Другими словами, одни помогают нам развиваться, а другие тормозят прогресс.

К подобным выводам в своей практике пришла американский психолог Кэрол Дуэк. В 2006 году она опубликовала научно-популярную книгу «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». В книге Дуэк объясняла свой термин mindset.

Суть понятия mindset

Предупреждаем, википедия — пристанище всех ищущих — может вас лишь озадачить. Английская версия дает слову mindset дефиницию «decision theory». А вот русская — почему-то отсылает к термину «менталитет». Но это не равноценные понятия. И вот почему.

Множественные эксперименты со студентами помогли Дуэк выявить, что условно людей можно поделить на два типа. Тех, кто живет с установкой на рост (growth mindset) и с установкой на данность (fixed mindset). Идея перекликается с разновидностями установок Узнадзе.

Люди с growth mindset никогда не стараются казаться экспертами, вместо этого они постоянно развивают умения, выбирают более сложные задачи, ошибаются и умнеют обучаясь. Личности с fixed mindset уверены, что со способностями рождаются, у каждого есть предел роста, а усилия нужны лишь неудачникам.

Несовершенная система образования подкрепляет догадки о существовании неких неизменных способностей. Учителя в школах привыкли делить учеников на способных и неспособных. В возможность изменить последних мало кто верит. Но даже создатель IQ теста («прокрустова ложа» для разума) Андре Бине в книге «Современные идеи о детях» пишет:

«Некоторые современные философы […] утверждают, что индивидуумы наделены фиксированным количеством умственных способностей и это количество нельзя увеличить. Мы должны реагировать и протестовать против такого бесчеловечного пессимизма […]. С помощью практики, обучения и прежде всего методики мы способны улучшить наши внимание, память, суждения и стать более умными, чем были прежде».

Сам Бине говорил, что его тест не определяет раз и навсегда, кто умен, а кто глуп. Напротив, целью ученого было при помощи теста выявить слабых учеников муниципальных школ Парижа, для которых стоило разработать новые образовательные программы.

Кэрол Дуэк отмечает, что студенты с установкой на рост (даже при небогатых исходных данных) могут значительно развить свои умственные, творческие, социальные и физические навыки. В то время, как студенты с установкой на данность просто стремятся лишь выглядеть умными. Они избегают ситуаций, в которых могут показаться глупыми, а значит, никогда не позволят себе совершенствоваться.

Как перевоспитать себя

Автор книги показывает, как установка на данность рождается в ребенке. Изначально новорожденных никто не считает тупыми. Все происходит гораздо позже, когда дети начинают проявлять первые черты характера и любопытство к определенным занятиям. Окружение клеймит их «талантливыми», «умными», «спортивными» и т. д. И дети вырастают со страхом лишиться полученных титулов.

Кэрол советует родителям хвалить детей не за способности («Ты сдал экзамен! Ты такой умный» или «Ты завоевала медаль, у тебя талант к гимнастике!»), а за усилия.

«Если хвалить детей за ум, это в конечном счете приведет к тому, что они начнут чувствовать себя глупыми и действовать глупо, но претендовать на наличие ума», — говорит Дуэк.

Ее опыты с детьми показали, что похвала способностям снижает коэффициент интеллекта учеников.

Психолог предлагает хвалить детей за усилия, которые те прилагают для достижения целей. Например, «Ты победил, потому что много занимался, не пропускал тренировок и был любознательным». Ребенок поймет, что взрослые не оценивают его самого как личность, а оценивают его труд и любознательность. Именно эти качества малыш захочет развивать. Вот, что значит установка на рост в действии.

Если вы узнали себя или своего ребенка в портрете людей с fixed mindset, то для вас есть две новости: хорошая и очень хорошая.

Все поправимо. Даже 50 лет жизни с установками на данность не воспрепятствуют перестройке мышления. Для этого придется порыться в своем детстве и жизненных установках (возможно, вместе с психотерапевтом). Вам будет больно и неприятно признавать свой ущербный «образ мышления». Вы мысленно начнете обвинять родителей и учителей в том, что они углубляли ваше неверие в себя. А затем вам захочется все изменить.

Не ждите хэппиэнда

Само знание об установках и выявление их у себя не изменят вас по щелчку пальца. Вот, что об этом говорит стэнфордский профессор:

«Даже когда вы изменитесь, ваши старые представления не исчезнут, как изношенный тазобедренный или коленный сустав, на место которого вставили новый. Нет, новые убеждения просто займут свое место рядом со старыми, и, по мере того как они будут становиться сильнее, вы начнете мыслить, чувствовать и действовать по-другому».

Менять установку трудно. Даже автор теории установок Кэрол Дуэк признается, что не до конца перестроила свое мышление. Отчаиваться не стоит, ведь главное — все время работать над собой.

Вы должны наслаждаться самим процессом, не ожидать, что перемены гарантированно приведут к успеху. Успех — вещь относительная. Спросите себя, что он значит для вас. Расти над собой или вырасти в глазах окружающих? И спрашивайте себя об этом постоянно, после каждой победы и поражения.

Дуэк также предупреждает, что изменение установки — это не конец. «Не рассчитывайте, что вам придется всего лишь учесть кое-какие советы и кое-где что-то подправить», — говорит она. Важно вкладываться в изменения ежедневно.

Когда вы изучите суть mindset, приступите к реальным действиям, направленным на рост, и не останавливайтесь по достижению целей. Растите каждый день и помогайте расти другим. Возможно, тогда ваш могильный камень будет украшать другая надпись: «Перевоспитал(а) себя».