О сильных сторонах и способностях ребенка
Мысли

О сильных сторонах и способностях ребенка

За каждым “негативным” проявлением ребенка всегда кроется огромная сила и позитивное качество, но в странной, обычно деструктивной, форме. И если мы этого не видим, то это означает только одно — нужно пошире открыть глаза и смотреть глубже, считает мама Ольга Скордина

Как только Алиса открыла глаза, она сразу начала сканировать мир и людей вокруг с очень серьезным, сердито-настороженным выражением лица. Не с широко открытыми удивленными глазами, а с очень сосредоточенными, знающими толк в жизни, глазами… Это у нее есть и до сих пор. И многие мамочки на улице ее так и спрашивают: “Алиса, ты вообще улыбаешься когда-нибудь?”. Я не вмешиваюсь, стою тихонько рядом, так как знаю, что сейчас проявляется сильная Алисина сторона — она сама чувствует и решает, сблизиться с этим человеком или нет и насколько быстро.

Это потрясающе сильная сторона! У нее еще такие есть. Они видны, легко идентифицируются и зачастую радуют всех родных.

Мне как родителю важно ее сильные стороны не развивать, а, скорее, замечать, осознавать, и просто не мешать! Не задавить, не переучить, научить или приучить, а просто помочь ей пронести во взрослую жизнь те важные и хрупкие способности, с которыми она сюда пришла.

Вот нажимает она на клавиши пианино, гремит в барабан и маракасы, воет “ууууууууу” на всю округу полчаса, а я никак не реагирую, просто разрешаю этому быть. И это уже принятие и поддержка, а потом, когда она подрастет и, возможно, проявит желание учиться музыке, тогда я смогу помочь ей в развитии этой способности, предложив варианты обучения или согласившись на предложенные.

Но сейчас не об этом, а о том, как можно увидеть скрытые сильные стороны и способности ребенка за его “негативным” поведением, за тем, что родителей обычно раздражает, бесит, сводит с ума… Опять для примера возьму Алису. Есть ли у нее поведение, которое меня раздражает и злит? Конечно! Она плюет и разбрасывает еду. Почти каждый раз за столом заплевано и забросано все: и стол , и стул, и пол. Я уже сто раз говорила ей плевать в тарелку, а результат нулевой. Я очень злилась на это все, пока не увидела сильную сторону-особенность, которая стоит за “негативным” поведением дочери. На самом деле это же круто, что она так делает! О чем это говорит?

Во-первых, о том, что новую еду она пробует с большой осторожностью, и это хорошо. Мало ли что в жизни придется пробовать, а с таким подходом у нее не получится чего-то плохого натрескаться до того, как мама заметит.

Во-вторых, это говорит о серьезном подходе к пище: что попало, когда попало и сколько попало она не съест. Только то, что ей нужно, столько сколько нужно и в нужное время. По-моему, это нереально круто.

И что же вышло? Было у Алисы “негативное” поведение, которое меня бесило, но за ним я увидела большой плюс, и благодаря этому форма перешла из деструктивной в конструктивную! Плевки меня уже не раздражают, даже если Алиса не попадает в тарелку с первого раза. Разве не чудо?


А какое “негативное” поведение вы наблюдаете у ваших детей? Какие их сильные стороны за этим все-таки мастерски спрятаны? Что будет, если изменится форма проявления? И как же ее изменить?
Спасибо Надежда Бахуринская за подсказки