Думки Новая школа Освіта Спецпроект

Основатель школы Generation 22: «Школа не учит принимать решения»

В рамках реформы образования тесты для первоклашек отменили, а после приема в первый класс всех детей, живущих по соседству, свободные места в школах с высоким рейтингом решили заполнять путем жеребьевки, учителя готовятся к новым правилам обучения – не заставлять зубрить и объяснять. Для государственных школ это все в новинку, а многие альтернативные школы работают по таким правилам не первый год. Валерия Заболотная, основатель школы Generation 22, рассказала «Промам», как важно преподносить информацию школьникам, об учителях нового поколения и преимуществах программы «Новая украинская школа».

О современном образовании

Массовое школьное образование основывается на том, что есть некая базовая информация, которая доступна только учителям, и ее знание может помочь человеку стать успешным во взрослой жизни.

Система образования диктует такие правила, что осваивать информацию дети должны исходя из «даты выпуска». Желательно, чтобы они впитывали новые знания за 45 минут урока. Если ребенок не успевает, то учитель считает, что это плохо или очень плохо.  Возникает вопрос: «Может, ты не так и умен?!»

В современном мире, вне школы, информационная эпоха закончилась. Узнать можно все и везде. Те каналы получения информации, которые подходят одним, крайне дискомфортно даются другим. Люди по-разному воспринимают информацию – кому-то легче читать, кому-то видео, кому-то живое общение или через схему.  Анализ и обработка информации также имеют различия. Те, кто это делают дольше, не обязательно глупее.

Главное, в сегодняшнем мире важно уметь принимать решения. А школа к этому абсолютно не готовит. Учителя говорят, что и как изучать, с какой скоростью и что считается хорошим результатом. Пока школьники и студенты учатся по такой системе, не научатся принимать решения. С чего они потом вдруг должны стать инициативными, брать на себя ответственность и критически мыслить?

О реформе образования

Однозначно преимуществом реформы образования является автономия школ, она призвана уменьшить количество отчетной документации и дать преподавателям достаточно свободы для творчества, возможность самостоятельно формировать учебные планы, выбирать удобные учебники, методы обучения и подходы. А это очень важно! Ведь тогда учителя смогут ориентироваться не на абстрактные требования, а запросы и потребности конкретных учеников.

С другой стороны, у нас очень негибкое стандартное обучение. Мы не даем возможность развивать сильные стороны, делая акцент на проработке слабых. В лучшем случае этот подход усредняет все – слабые могут чуть улучшится, сильные, соответственно, не развиваются. Несмотря на известную таксономию образовательных целей Блума, мы работаем только на «знаниевом» уровне – выучить, отобразить. Те, кто имеют академический талант, скучают, те, кто не имеет, зарабатывают комплексы.

В Generation 22 уроки проходят с погружением. Например, день географии в восьмом классе – две команды получают задание сделать инвестиционный проект по использованию водных ресурсов Украины. С картами, сравнительным анализом, презентацией. Дети учат необходимые темы, но с максимальной включенностью, соревнуясь и работая в команде.

О программе «Новая школа»

Сейчас сложно оценить программу. Очень много говорится о планах и очень мало о результатах пилотных проектов НУШ. Важно добавить возможность реализовать реально альтернативные форматы. Например, дать возможность работать проектно или сделать возможным массово выбирать темп и ритм обучения (обучаться дольше-быстрее, если твои способности этому соответствуют), тематически-интегративный подход, мультидисциплинарность. Когда можно какие-то направления сократить в часах, какие-то усилить, индивидуализировать образовательный путь ученика, дать возможность максимально работать тогда, когда у него биологический пик продуктивности.

О новом поколении учителей  

У нас в стране есть талантливые преподаватели, активные, знающие свой предмет, современные, творческие. Но очень много тех, кто пошел в школу не по призванию, а по остаточному принципу, неимению других вариантов. К сожалению, сейчас проходные баллы в педагогические университеты на уровне 130 баллов из 200, а это очень низкий результат.

Только государство может реально повлиять на то, чтобы быть учителем было престижно и на преподавательские должности попадали лучшие – повысить порог вхождения в эту профессию, но и сделать ее привлекательной. Если многие процессы оцифровать, потребность в таком большом количестве учителей снизится и это даст возможность существенно повысить зарплату. Важен PR профессии. Как пример – Global Teacher Prize (ежегодная национальная премия. – Прим. ред.). Также важно понимать, что те методы, которым учат будущих преподавателей в вузах, давно устарели. С новым поколением работать нужно по-новому – без лекционного формата, в мотивирующей игровой форме, без оценивания в академическом понимании.

Если хотеть изменений и работать, то все получится. На мой взгляд, самый большой риск — это подбор кадров. Нужны люди, способные работать без надзора, свободные от стереотипов преподавателей, готовые учиться вместе с детьми и уважать личность других людей.

Ведь хорошо известно, что преподавательская профессия очень подвержена профессиональной деформации. На сегодня, в условиях, когда учитель перестал быть единственным надежным источником информации, проработка профдеформации у учителя жизненно необходима. Поэтому естественно возникающее ощущение непогрешимости и правоты, когда входишь много месяцев подряд на позиции самого умного в класс, воспринимается неадекватно учениками, которые в данной дисциплине могут получить гораздо больше информации из других источников.

Теперь мало кто работает в школе с повышением уровня профессионального мастерства. А простой лекционный формат (особенно если озвучивается учебник) вызывает удивление у осмысленных учеников, умеющих читать. Задача учителя – вызвать познавательный интерес и ставить правильные вопросы, поддерживая мотивацию искать ответы на вопросы.

О финансировании школ и рисках

Не менее важным фактором является материальная база, сейчас зачастую учителя даже школьные журналы покупают за свой счет, бумагу для работы, принтеры. Так быть не должно. Однако надо отдать должное, что сейчас также есть много образовательных альтернативных программ для учителей, которые проводят наряду с МОН и общественные организации.