Откуда берутся одаренные дети
Думки

Откуда берутся одаренные дети

“В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить” (Сократ)

Если в каждом из нас солнце, то что же мешает нам всем светить? В свое время мы все ходили в одни и те же садики и школы. Но кто-то гордится своим успехом, а кто-то так живет с досадой от нереализованных способностей. В чем же секрет? Что стоит за тем, что мы называем “одаренностью”? Давайте разложим этот феномен на составляющие.

Ну, во-первых, свобода выбора. То есть каждый свой выбор человеку положено делать самому. И в детстве, а точнее — с детства — его к этому постепенно приучают. Приучают делать выбор и принимать за него ответственность. Задача родителя в чем? Предложить, дать возможность и (барабанная дробь) — наблюдать, как откликается.

*Если вы принадлежите к какой-то профессиональной династии, это все равно не дает вам право ожидать того же от вашего ребенка. Или же есть другая крайность: если вы в своей жизни чего-то желаемого не реализовали, это не значит, что ваш ребенок должен непременно компенсировать эту вашу травму. Сын еле плетется на сольфеджио, спросите его: “А куда бы ты хотел пойти, дружок?” Даже услышав неприемлимый для себя ответ, ведите. Дочка кричит: не хочу на танцы, хочу на каратэ, — ведите! Не факт, что ей там понравится, но дайте попробовать, побеседуйте, посмотрите художественные фильмы на эту тематику.*

Если ребенок не может выбрать, возможно, он столкнулся с проблемой кризиса (условного) первого этапа — когда первые эмоции сошли, и теперь он поставлен перед фактом: чтобы достичь чего-то, нужно трудиться. И этот труд ежедневный, и не такой уж романтичный, как могло показаться вначале. Беседуйте с ребенком о том, как нелегко в начале ЛЮБОГО пути. Приводите примеры из своего опыта. И — что ценно в такой беседе — расскажите, как вам было тяжело на первых занятиях, опишите (если не помните — дофантазируйте, в конце концов!) детали: как вы боялись заходить, как стеснялись преподавателя, как переживали, что забыли домашнее задание… Делитесь своими эмоциями. Это вы сейчас взрослый, мыслите критически, воспринимаете целостно картину, опыт структурирован в схемы и т.д. А ребенок ваш язык не воспринимает. Не-ет. И не должен. Он живет эмоциями. И говорить с ним нужно на его языке. И именно для этого вы у него и есть. Научиться распознавать свои эмоции и мысли, выражать их. Быть понятным себе и другим. И легко находить созвучное для себя занятие, и не одно. Если он будет расти в этой свободе, то у него никогда не возникнет и во взрослой жизни проблем принятия верных решений. Он всегда будет слышать себя, свои сомнения и желания и в итоге будет знать, чего он хочет.

Во-вторых, у каждой семьи своя история, свои особенности. А еще — разные возможности (хотя это весьма условное ограничение, но мы говорим о нем, потому что оно имеет место). И, конечно, свои периоды благополучия и трудностей.

*Я, например, принадлежу к поколению, когда становление личностью пришлось на 90-е, и нашей семье сложно давалось само выживание. Среднестатистическая постсовковая семья: двое детей, мать бюджетник (учитель), отец без стабильного заработка. Брат закончил музыкальную школу аккордеон, ему инструмент купили в самом начале — один и на все 5 лет. А меня приняли на скрипку, и своего инструмента у меня никогда не было. Каждый маленький скрипач начинает с маленькой скрипочки – восьмушки, и по мере роста руки меняет ее на четвертушку, затем половинку, а затем целую. Итого за 7 лет обучения нужно приобрести 4 инструмента. А плюс еще смычок, смычок нужно натирать перед каждым занятием канифолью, струны часто рвутся и т.д. Футляр это тоже отдельная история, его у меня тоже никогда не было. Чехол для инструмента мама мне шила из дермантина. А ноты нужно было все время переписывать по ночам от руки. И заниматься было некогда (были еще танцы и английский), иногда время для репетиции получалось выделить тогда, когда все в доме спят — то в 6 утра, то после 10 вечера. И тогда я выходила на балкон, закрывала плотно дверь, подпирала ее одеялами и куртками, чтоб максимально изолировать звук. Зимой было сложно, потому что на балконе холодно, и руки мерзли.*

Но, слава богу, сейчас другое время, другие темпы, ряд проблем отпал сам собой, а возможность найти стало намного проще. Было бы желание.

Ну, и в-третьих, грамотная организация своего режима дня. Что обеспечит здоровый сон, бодрый подъем, время на занятия и на досуг, на время побыть с семьей и помощь старшим по дому. И тогда человек растет гармоничной личностью, у которой в разных сферах жизни все идет своим чередом, нет пробелов, залипаний, провисаний, он не боится развиваться и делает это с удовольствием.

Что ж, выходит, что нет неталантливых детей, есть “так и не нашел свое”. Нет лени, есть “куча невыполненных дел”, в которых засыпаешься, и под грузом такого багажа отпадает всякое желание выгребать. Ленивые оправдывают свою лень тем, что есть “избранные” и остальные. Перестаньте оправдывать свои слабости. Нет никаких избранных. Есть те, кто признал необходимость работы над собой и те, кто всю жизнь продолжают ждать крестную-фею, перо жар-птицы, золотую рыбку, принца на белом коне… И, несмотря на то, что возможности у всех действительно разные, благоприятные обстоятельства сложатся всегда в вашу пользу, было бы внутреннее намерение. И чудеса обязательно случатся, нужно только начать идти своей дорогой. А под лежачий камень вода не потечет.

Упорство и целеустремленность всегда награждаются по достоинству. Вот что стоит за тем, что можно было назвать “феноменальными способностями” и “даром”. Труд, труд и еще раз труд. И, конечно же, умение работать в команде. Потому что мама, которая с термосом сидит ждет под дверями с тренировок/репетиций — это тоже команда. Бабушка, которую оставили с тобой  на выходные, чтобы она проследила, чтоб ты выучил этюд или подготовился к олимпиаде — это тоже команда. Папа, который все время на работе – для того, чтобы у тебя появилась возможность купить нужную экипировку, инструменты и т.д. — тоже команда. И дедушка, который не любит шум и суету, но который всегда скажет дельный совет, — тоже команда. Ценить усилия каждого в команде!

Ну, и основная задача — на педагоге/тренере. Далеко не все из нас в свое время встретили такого педагога, который смог бы увлечь. А это важно. Тогда и только тогда вам не придется заставлять свое чадо плестись на занятия, всякий раз изголяться мотивировать, и повторять мантру про тернистый путь к звездам. Вот здесь как раз и уступите место. Это не ваша игровая площадка (назовем некое творческое развивающее пространство так). Именно педагог увидит в малыше талант там, где он, возможно, еще даже не успел проявиться для обычного глаза. Он подобно золотоискателю откапывает среди песка и глины самородки. Именно он подбирает ключ к сердцу маленького человечка так умело, что становится порой вторым отцом/матерью.

Педагог своим примером заражает, мотивирует и вдохновляет. Педагог становится супергероем для своего ученика и знает, как справиться с любыми слабостями и поражениями. Знает, как помочь поверить в себя, раскрыться для будущих побед и набраться сил для упорного, ежедневного труда.

Но есть и вторая сторона у медали. К вниманию родителей —  тут достаточно тонкий момент. Любой педагог скажет, что, если ребенка захваливать, то это может негативно сказаться. Услышав разговоры взрослых о том, что у него дар, ребенок может существенно сдать в упорстве и работе над собой: “А зачем? Ведь мне все дано!” и тем самым ослабит свои наработанные позиции. Поэтому тут главное держать баланс, чтоб не навредить.

И это все ответственность, которую разделяет вся команда.

Глядя на юное дарование, еще никто не знает, каким будет путь. В задаче не так уж много дано, все больше неизвестных. И в этом и вся прелесть пути. Неисчерпаемый внутренний ресурс приведет к победе самых настойчивых!

Фото
Автор: Маша Андромашка