Мнения

Первый год жизни: базовая настройка

Все проблемы родом из детства. Слышали о таком мнении? Многие не просто слышали, но и прожили на собственном опыте. Чтобы с нашими детьми такого не произошло, мы спросили Оксану Фортунатову, психосоматолога, о том, когда закладывается та эмоциональная база, с которой человек живет всю жизнь. Читайте и применяйте — вне зависимости от возраста вашего чада.

И вот ребенок дома: суматоха, праздник, забот полон рот. Столько всего надо решить. Грудное или искусственное? В родительской или своей кроватке? Соска? Коляска? Не о том печетесь. У вас есть только год, и особенно первые месяцы, чтобы дать ребенку понимание мира и собственного места в нем на всю жизнь. И не марка коляски это определяет.

Именно в первый год ребенок базово станет той личностью, которой проживет жизнь. Базово – значит фундамент. Бетон с арматурой. Пробовали когда-нибудь отколоть кусочек? Из квадрата в шарик? Особенно если сверху 20 этажей наросло. Так и тут. Все меняющееся будет потом. А сейчас то, что изменить уже будет нельзя. Отбросьте знаменитое: «Мы ж выросли и детей как-нибудь вырастим». История постсоветского пространства ужасна в отношении к ребенку. Сегодняшняя статистика достаточно жестока: согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения, 42% пациентов являются психосоматическими пациентами. Среди детей эта цифра достигает 75%. То есть их болезни вызваны нестойкостью психических процессов. Согласно Минздраву Украины, только 1 из 11 детей здоров. Несложно подсчитать, сколько деток растут психически устойчивыми. Поэтому перестаньте метаться в материальных вопросах. То, каким вырастет ваш ребенок и как сложится его жизнь, зависит от других факторов. Все внимание и ощущения — на контакт между ребенком и вами.

Немного физиологии

Основа существования ребенка первых месяцев жизни — сонастройка. Еще не сформированы важные структуры мозга, нет мышления (как бы ни старались убедить в этом школы раннего развития). Инстинкты — все, что сейчас доступно ребенку. Но это не означает, что происходящее пройдет бесследно: его не будет в памяти, но оно будет в сути личности.

Наш мозг — это «3 в 1». Согласно теории «триединого мозга», наш мозг имеет три уровня, последовательно сформированные в разные времена развития человечества. В ходе развития новорожденного эти три уровня поступательно включаются и развиваются. Маленький человек рождается с хорошо развитой самой «древней» частью мозга. Апологет теории Пол Макклин назвал его «мозг рептилии». Инстинкты — главная его особенность.

Ребенок буквально считывает состояние мамы (тембр голоса, резкость движений, температура, расширение-сужение зрачков, пульс, сердцебиение). Эти показатели служат ориентирами, на которые младенец настраивается. И физиологически, и психологически. Скан и загрузка.

Это прекрасный механизм, и все видели, как он работает, когда мама успокаивает кричащего ребенка: вначале она пытается завладеть его вниманием, перекрикивая его, затем все тише и тише уговаривая, и вот уже мама нежно шепчет, а ребенок агукает в ответ. Равновесие восстановлено. Но каким оно должно быть, и то, что комфорт вообще возможен — показывает мама.

О привязанности и «настройках»

Слово «привязанность» как нельзя лучше подходит для описания отношений между мамой и крохой. Они связаны реальными механизмами, заложенными природой: мама через особый гормональный фон обладает повышенной чувствительностью к потребностям ребенка, а он благодаря способности все точно улавливать способен ориентироваться на маму. (Надеюсь, тут у многих возник правильный вопрос про няню.) Новорожденный не понимает и не осознает, что происходит. Эти функции разовьются позднее. В первый год жизни он поглощает, подстраивается и понимает мир, себя в нем, других вокруг него — через маму и ее поведение. Не оценивая. Потому этот год такой важный: впитанное без ментального контроля и осознания — становится неосознаваемой сущностью. Для ребенка норма — пытаться все свои «настройки» максимально приблизить к маминым. Угадываете, каким будет чадо? Так просто, но на практике недосягаемо для некоторых родителей. Причин много: и собственное травмированное детство, и незнание элементарной психологии и педагогики. Где у нас учат быть правильным родителем? Чтобы заранее? Достаточно немного понаблюдать за ребенком — и можно рассказать: какие характеры у родителей, как в семье к нему относятся, какие отношения в семье между собой.

Глаза в глаза

Отдельно хочется сказать о любви. Недавний труд психофизиолога Сью Герхард подтверждает научно — ребенок «интерактивный проект», и без участия взрослого его мозг не разовьется. Она приводит ряд мощных исследовательских фактов, доказывающих, что мозг ребенка, на которого смотрят с любовью, мозг ребенка, на которого смотрят с раздражительностью, и мозг ребенка, которого просто игнорируют — развиваются физиологически по-разному. Именно контакт глаза в глаза, наполнение этого контакта определяет, будет ребенок стойким и жизнерадостным либо невротиком.

Склоняясь над ребенком, что вы чувствуете? Злоба на соседку, с которой только что поругались по телефону, оставлена позади, или продолжая матом мысленный диалог с ней, пеленаете ребенка? Или вы уже не можете терпеть неделю беспрерывного плача, и возникает желание встряхнуть сына или дочку? Именно сейчас он делает для себя вывод: «Кто я в этом мире и как мир ко мне относится». Последующие годы будут служить укреплению этой базы. Поэтому, склоняясь над ребенком, помните — для него сейчас вы — весь мир. И спросите себя, каким этот мир видится ему через вас.