Почему ребенок не рассказывает родителю о том,
Мысли

Почему ребенок не рассказывает родителю о том, “что произошло”

Почему дети (с 7 лет) могут не рассказывать о том, что с ними произошло (напугало, расстроило, удивило).

На семинаре этой недели размышляли со студентами-родителями,  чтоб снять лишнюю вину с родителей и наблюдать за тем, что может оказаться важным. Ребенок не рассказывает родителю о том, “что произошло”, потому что, возможно, думает:

Я справлюсь сам:

– возможно, ребёнок привык к тому, что ему говорят – ты взрослый, ты должен…
– возможно, есть потребность доказать, что он “взрослый” – не чувствует своей авторитетности
– возможно, есть ощущение, что взрослый своим вмешательством навредит
– возможно, нет опыта и осознавания серьёзности происходящего

Не считаю это важным:

– возможно, эта тема не в фокусе внимания ребенка

Родитель рассердится:

– возможно, привычная реакция родителя на сложные ситуации и темы – агрессия. Ребёнку легче пережить происходящее самому, чем испытывать дополнительное давление и травматизацию от эмоции родителя

Родитель расстроится: 

– возможно, ребёнок столкнулся с тем, что эмоциональное состояние родителя нестабильно. И ребёнку приходится брать ответственность за эмоции и чувства взрослого. Это огромная нагрузка. Ребёнок, в этом случае, не может опереться на родителя, потому что родитель воспринимается “меньшей фигурой”

Родитель все равно не защитит: 

– возможно, если родитель в сложных для ребёнка ситуациях не становится на его сторону, не даёт ощущения опоры и защиты (например, когда ребёнка обижают или обесценивают преподаватели, тренера и др взрослые)

Родитель разочаруется:

– возможно, ребёнку стыдно и он не уверен, что он сам и родитель “переварит” его “плохость”
– Возможно, в семьях, в кот стремятся к “идеальности”, в которых родители не позволяют себе ошибаться, в которых ребёнок привык обходным путём, через успешность – заслуживать внимание и любовь, в которых ребёнок ощущает груз ответственности за “успешность родителей”, если в семье обесценивающий и саркастичный юмор, если самооценка ребёнка и родителей не крепка

Родитель потом замучает контролем, вопросами, тревогой или советами:

– возможно, если нет опыта, когда родитель может просто быть слушателем, не давая советов и не комментируя. Если родитель не доверяет ребёнку и себе

Родителю (или другу) навредит рассказ:

– возможно, ребёнок напуган манипуляторами. И боится за родителей или друзей. Важно следить за изменением состояния ребёнка (нарушением сна, питания, проявлениям тревожности)

Родителю все равно не интересно:

– возможно, если ребёнок не получает поддержки, если потеряно доверие, если темы, интересные родителю, ограничиваются вопросами – какие оценки в школе? Сделал домашнее задание?

Что мы можем делать профилактически:

Стараться, если ребёнок хочет говорить – слушать, не перебивая и не давая советов, пока не попросит.
Помнить, что жизнь – это не только школа.
Осознавать, что ребёнок опирается на нашу взрослость, силу и устойчивость – если он ощущает, что мы – взрослые и больше любой его боли, истерики, страха – ему легче нам довериться.
Самим помнить и напоминать ребёнку – что ошибки – часть успеха.
А ребёнок нам важен, не зависимо от его успешности, что нам может быть неприятно, но ребёнок не станет нам менее дорог, если он пукнет в “неположенном месте”, если мы узнаем, что подросток матерится или не сдал контрольную работу.
При всей усталости и загруженности – стараться создавать домашние ритуалы – минутки близости.
Заниматься своим потенциалом, чтоб не зависеть от успешности ребёнка.
Говорить и говорить о том, что нам невероятно важны безопасность и состояние ребёнка.
Помнить, что для ребёнка часто не очевидна наша Любовь – стараться ее проявлять.
Всего доброго семьям

Автор: Светлана Ройз