Родительский инсайт. Как правильно задавать ребенку вопрос
Думки

Родительский инсайт. Как правильно задавать ребенку вопрос “почему?”

Наверняка многие из вас знали об этом и давненько им пользуются. Сознательно или бессознательно. Но я дошла до него только сейчас.

Из личного опыта знаю, что для выработки “правильной” реакции на то или иное событие необходимо ответить на вопрос “почему?”. Почему опять все та же неприятность настигла в самый неудачливый момент? Почему опять “на те же грабли”? Ну сколько можно? Почему со мной все это происходит? Знакомо?

Вопросы этой серии могут продолжаться бесконечно долго, пока для самой себя я не отвечу на один вопрос “Почему?”. Честно отрефлексировав и поняв почему и для чего мне дан именно этот жизненный урок, я имею силы перейти на следующий уровень, с абсолютной уверенностью, что пройденный урок не повторится, т.к. все выводы сделаны.

Но с детьми немного сложнее. Они еще не настолько умеют погружаться в дебри своего бессознательного, заниматься самокопанием и надолго задерживаться на станции “почему”. Не получив моментальный ответ из своего мозга или воспользовавшись родительским подсказками из серии ” а может ты сделал это потому что….” и выбрав наиболее удобный вариант из всех предложенных, ребенок не прожил до конца всю ситуацию. У него нет собственного инсайта и, соответственно, личных выводов. А дальше как в сказке – чем дальше в лес, тем больше дров.

Очередной раз сталкиваясь с аналогичной проблемой родитель уже вопит “ну почему?” Почему ты это сделал или не сделал? Мы ведь об этом говорили? Ну да. Говорили, слушали и даже сделали выводы. Только вот все это было не глубокое, не личное, а так чтобы родитель отстал. В итоге – ситуация не проработана и значит она обязательно будет возникать снова и снова.

Застряв на подобном, в какой-то момент я перестроила схему вопроса. Перевернула с ног на голову саму формулировку.

Я перестала задавать вопрос в негативе “Почему ты это не сделал?”, а вместо него звучит фраза “Подумай, вот ты там сделал правильно и там у тебя получилось, а в этом случае у тебя не вышло, хотя на лицо анологичность ситуации?”

И тут о чудо! Ребенок, вспоминая хорошее и свои достижения начинает сам делать выводы и отвечать на злополучные “почему”. Еще немного и он приходит к такому долгожданному ответу, пользуясь которым можно уже смело формировать новые установки.

Например, из вычитывания “почему домашнее по украинскому не записал?” появился вопрос ” подумай, по математике домашнее ты записал, по основам – то же есть, а по украинскому пусто. Что было на этих уроках, что ты записал домашнее? Немного потужившись, ребенок выдает четкий и понятный ответ почему после вышеперечисленных уроков домашнее есть, а после украинского – нет. И уже исходя из этого можно сформировать новую установку, которая не требует контроля со стороны взрослого. Конечно, пару раз эту установку еще прийдется напомнить, но это ведь уже его, а значит и “приживется” легче и быстрее.