В детской комнате в среднем 500* игрушек. Ориентироваться в таком количестве невозможно. Погорим о самых необходимых и необычных, которые развивают ребенка и делают его жизнь наполненной и осмысленной.
Думаю, вы согласитесь, что вначале ребенка стоит учить буквам, потом словам и чтению или же вначале цифрам, а потом уже простым арифметическим действиям. От простого к сложному. В игрушке пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она должна способствовать образованию и развитию ребенка, приносить пользу и в то же время быть привлекательной.
При выборе игрушки всегда задайте себе три вопроса:
- Что эта игрушка будет развивать у ребенка?
- Сможет ли ребенок играть сам без моей помощи?
- Несет ли она “утяжеляющие” маркетинговые “накрутки”?
Важные критерии, на которые стоит обращать внимание при выборе:
- Имейте в виду возраст, интересы и уровень развития ребенка.
- Обращайте внимание на качество, дизайн и конструкцию.
- Убедитесь, что все указания в инструкции ясны вам и, при необходимости, вашему ребенку.
- Обязательно читайте этикетки. Придерживайтесь возрастных рекомендаций, таких как “Не рекомендуется для детей младше трех лет.” Те что содержат мелкие детали не предназначены для детей в возрасте до трех лет (съемные глаза и носы, пищалки и т.д)
- Для детей в возрасте до восьми лет игрушки должны быть без острых стеклянных и металлических краев. Со временем, они могут сломаться, образуя режущие кромки.
- Обращайте внимание и на такие надписи на этикетках: “огнезащитный состав /огнестойкие» на изделиях из ткани, “стирающийся/использование гигиенических материалов» на куклах.
Игрушка – это не фон, не декор детской комнаты. Дети должны манипулировать и играть, складывать сюжеты и сказки. Большое количество убивает ценность.
В раннем возрасте, например, главная деятельность – предметная.
В этом возрасте ребенку нужно покупать так называемые составные – пирамидки и, например, деревянные сортеры.
В данный период (1-3 года) очень большое значение имеет развитие координации движений ребенка. Он учится ходить и а также развивает мелкую моторику пальцев. Очень помогут различные шнуровки, фребели, и конечно же пирамидки, которые помогают ребенку развивать пространственное мышление, а также определять понятия больше – меньше.
Для дошкольников игрушка перестает быть предметной и становиться сюжетной. Детей это возраста важно вовлекать в игру, придумывать сюжеты, роли, сказочные истории. Данный возраст характеризуется широчайшим интересом к различным животным, и конечно же людям. Так как ребенок начинает осознавать себя, и ему становятся интересны другие люди. Все это предъявляет особые требования к игрушкам в этом возрасте. Среди них должно быть немало различных человечков и фигурок животных.
Ребенку нужны игрушки, которые могут изображать самые разные эмоциональные состояния, иметь грозный внешний вид, но при этом не быть страшными или некрасивыми. Привлекательность– важное требование, только в этом случае, она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игры.
Эмоциональные игрушки должны издавать громкие звуки. Например, барабаны, дудки и ружья. Из животных подойдут драконы, крокодилы. Это может быть все, что так или иначе могут ассоциироваться с агрессивным поведением. Ребенку в этом возрасте, обязательно, нужен выход для энергии.
Это все в потенциале у каждого ребенка, нам взрослым просто нужно помочь этому проявиться. Поделитесь, какие игрушки вы считаете самыми полезными для ваших детей, какие – бесполезными, сколько было в вашей детской комнате?
Интересных и волшебных вам игр с вашими детьми.
* по статистике Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ