Детские игрушки могут стать талисманом на всю жизнь, а могут травмировать психику так, что о них много лет вспоминаешь с содроганием. Какие игрушки выбрать для ребенка, чтобы не испортит ребенка, а наоборот порадовать и развлечь?
Ученые вывели прямую корреляцию между игрой и развитием мозга. В процессе игры развивается центр, отвечающий за эмоциональный интеллект, который важнее, как мы знаем, умственного интеллекта. Сегодня мы поговорим про психологию детских игрушек.
Какие игрушки бывают?
Игрушка — это культурное средство, которое взрослый передает ребёнку, транслируя ему разные способы взаимодействия с людьми и миром.
Это всегда посредник, проекция, которая отражает состояние ребёнка, его потребности и вопросы, а также ответы на них. В этом психологический смысл игрушки.
Какой должна быть хорошая игрушка
Если мы покупаем подарок на «вырост» или наоборот выбираем младше адресованного возраста, то такая покупка либо не оказывает никакого воздействия, либо вызывает у ребёнка чувство неуспеха. Она должна отвечать возрастным задачам развития ребёнка. Когда вы даете «Лего» трёхлетке и он с ней не справляется, это вызывает неприятные ощущения и намного больше агрессивных чувств, чем злой монстр. Ребенок должен понимать, как действовать в игре, получая от неё удовольствие.
Машинка поезд или кукла должны быть сделаны из ударопрочных, нетоксичных стойкоокрашенных материалов – в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению. Многие китайские детские товары просто не предназначены для активного использования их ребенком и ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться ни привязаться к ней. Другими словами, игрушка будет приносить радость и пользу ребенку, если будет соответствовать критериям возраста, качества и экологичности.
Развивающие и не развивающие
Одно из главных требований к игрушкам – их развивающее значение. Чаще всего под развивающими понимают те, которые чему-то учат.
Сейчас появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать, причем все это очень быстро и очень рано. При этом развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение готовых навыков. На самом деле развитие – это всегда появление чего-то качественно нового. Это означает появление нового отношения к миру, новых способностей, интересов и желаний. Развитие всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.
Развивающая игрушка способствует активному развитию ребенка, когда он сам активно и осмысленно действует и воспринимает результат своих действий.
Главная задача игрушки заключается в стимуляции любой активности ребенка: двигательной, познавательной, коммуникативной, активности воображения.
Как подбирать игрушки детям разного возраста?
- До трех лет — рекомендуются каталки, стучалки, лабиринты, сортеры.
- От трех до пяти — детишки уже с удовольствием вливаются в жизнь и сюжетно-ролевые игры становятся частью их взросления. Для них стоит покупать машинки и разнообразную спецтехнику, кукол, зверей. А для развития мышления нужны пазлы и головоломки.
- От пяти до восьми лет – социально ролевые игры усложняются и дополняются деталями. Теперь нужны различные наборы (доктора, повара, кулинара и др.), сложные детализированные машины и развивающие автомобили-конструкторы.
Доктор Спок призывал предпочесть реалистичному поезду — абстрактную деревянную копию.
Отличная практика при выборе, представить, что ребенок будет с ней делать, к чему стимулировать, будет ли вовлекать к действиям, что нового ребенок может при помощи нее создать. Игровой центр, который много всего умеет сама, является бесполезным, а зачастую и вредной для развития ребенка. Хорошая игрушка должна быть открытой для разных действий ребенка, тогда она будет стимулировать его игру, а значит и его развитие.
Веселых и радостных игр вас с детьми!