Что читать

Читают ли ваши дети?

Современный мир так устроен, что мы все больше заменяем чтение на «посидеть в телефоне», поиграть на планшете… Не только дети, но и взрослые, смотря на которых, детям не остается ничего другого, как копировать родителей.

Я читаю очень много и быстро. Читать меня научила бабушка еще в три года. Мои ранние воспоминания – я, сидящая на стульчике в садике, в окружении детей, которым я читаю сказку. Но мне было хорошо, потому что читать я любила и люблю. Это как-то сразу стало ясно, как день. Любую свободную минуту я предпочту уделить чтению. Мой дедушка носил мне книги из библиотеки, потому что дома я все перечитала, хотя домашний запас книг был достаточно обширен. Мне не подбирали книги по возрасту, и лет в девять я уже прочла Дефо с его знаменитым «Робинзоном Крузо» и зачитала до дыр небольшой томик Зощенко. А лет в 12, когда я лежала в больнице с гайморитом, я читала Тихий Дон. Мне все было интересно.

Поэтому я наивно полагала, что все мои дети будут обожать читать. Вот прям с пеленок! А вот и нет. Детям я читала сказки и стихи с рождения. Когда моя дочь научилась читать, она сразу дала понять, что это не для нее. Сначала я удивлялась и недоумевала – как? Почему? Беседовала, убеждала, расстраивалась. Порывшись в советах я применила наиболее популярный – начала читать увлекательную историю и остановилась на пике развития событий. Тем самым я пыталась вызвать стимул прочитать дальше, самостоятельно выяснить, что же было дальше. Но дочь не вдохновилась. Абсолютно. Как очень терпеливый ребенок, она предпочла ждать, пока мама или папа дочитают рассказ или перескажут своими словами.

Но я не сложила руки. Использовав все советы, я пошла дальше. Я покупала книги с любимыми мультяшными персонажами, искала интересные картинки, крупные буквы и прочее. Не работало. А если и срабатывало, то ненадолго. И вот, когда Алисе было лет 8-9, я купила книгу о девочках как раз восьми лет, небольшие истории в небольших книгах с закладкой, которую завершал пушистый помпон. В этих рассказах девчонки спасали котят, ухаживали за лошадьми, искали щенка. И вот наконец сработало! Толи время и возраст подошли, толи книга все-таки увлекла. Моя дочь прочла первую книгу сразу же, не отрываясь и попросила продолжение. И я на радостях помчалась в книжный магазин. Сначала Алисе хорошо шли книги о ровесниках, потом о любимых животных. Так как моя дочь рисует, занимается в художественной школе, постепенно ее стали привлекать книги с красивыми иллюстрациями, не просто картинками, а практически рисунками.

Я постоянно вникала в сферу интересов и подкидывала книги по теме. Периодически разбавляя список литературы классикой или чем-то зацепившем меня, естественно в соответствии с возрастом Алисы. Сейчас она читает много и быстро, а потом с восторгом рассказывает мне о чем прочла, что понравилось, а что огорчило. Это, кстати, так же позволяет быть ближе к ребенку, слышать его мысли и настроения. А как я люблю «ругать» ее, чтоб она положила книгу и легла спать, потому, что уже поздно и слышать: «Мам, еще минуточку, главу дочитаю». И в особое умиление меня приводит просьба купить очередную книгу.

Мой средний сыночек на чтение не реагировал никак. Будучи малышом, он не дослушивал даже короткие сказки. Он быстрый, активный, желающий все успеть. Куда уж там сидеть и внимать. Но бегая и слышав, что я ему читала, он мог потом легко пересказать, хотя казалось, что не слушал совсем. Научить читать его было сложно, он абсолютно не понимал цели этой затеи. А сработало лишь тогда, когда сын понял, что читая, вырисовывается история, целый мир с событиями. Ему я приобретала книги небольших форматов с фантастическими приключениями. И так же, сработало!

Когда он сам прочел первую книжечку, он удивляясь и захлебываясь от восторга, обрывая слова, тараторил мне о главном герое и что ому довелось пройти. А потом даже решил почитать перед сном младшему. А недавно, Вадим попросил меня купить ему книгу: «Ну такую, чтоб интересная, не сильно большая и смешная». И я найду, обязательно!

Я поняла весь секрет. Нужно просто найти «свою» книгу. Ту первую, которая откроет эту чудесную вселенную. Интересы у каждого свои, но в литературе столько направлений, жанров, что каждый найдет свой ключик к замочку под названием «чтение».

Младший пока читать не умеет, знает лишь несколько букв. Но прекрасно пересказывает множество сказок и декламирует стихи. Книги любит, рассматривать, изучать. Говорит, что когда пойдет в школу, будет очень много читать. И я верю. Потому что я помогу найти первую книгу.