Во всем мире признана необходимость поддерживать в ребенке интерес к чтению. В Украину мы только начинаем это привносить. Света Павелецкая — приглашенный редактор “Промам” в августе, управляющий партнер литературно-издательского проекта #КнигоЛав и мама Саши, рассказывает о том, как правильно смотреть с детьми мультики и фильмы, снятые на основе книг, и почему это хорошая идея, чтобы научить ребенка читать.
Для нас, родителей, важно понимать, что сейчас мы живем в достаточно сложное время и нам непросто удерживать внимание ребенка. И даже если вы пришли к тому, что чтение очень важно, а так оно и есть, ведь чтение – единственный из ныне доступных инструментов по развитию воображения и физиологической тренировке фантазийного аппарата у детей, то в борьбе за интерес к чтению у вас, как у родителей, будет очень много преград. Как правило – этим препятствием являются современные технологии.
В частности все, что связано с телевизорами, планшетами, телефонами и другими новыми инструментами, заменяющими нагрузку, которую получает мозг, когда ребенку самому нужно придумывать и оживлять в голове историю. И здесь важно понимать, что в этой борьбе победить невозможно.
Если вы будете напрямую заставлять книгу конкурировать с мультиком, то книга всегда проиграет, потому что мультик или фильм – это уже готовый продукт, в то время как книга – это большая работа мозга для того, чтобы воспроизвести или придумать картинки. Но хорошим решением может быть не конкуренция, а синергия, когда книга будет дополнять фильм или мультик. Или наоборот. Поэтому история о том, чтобы читать с ребенком те книги, которые уже были экранизированы, она на самом деле достаточно рабочая и может подтолкнуть интерес к самому чтению.
Что здесь важно понимать.
Необходимо начинать с книги и потом показывать ребенку мультик для того, чтобы не раскрывать сюжет.
Когда вы выбираете книгу в паре с фильмом, здесь очень важно, чтобы эти вещи друг друга дополняли и не конкурировали. Надо начинать с того, что сложнее, потому что если покажете вначале ребенку фильм, а потом начнете читать четыреста страниц книги, то маловероятно, что это будет ему интересно.
Важно, чтобы книга не повторяла сценарий фильма на 100%, потому что в таком случае ребенку тоже не будет интересно. Он не узнает ничего нового. А когда книга шире и является таким обобщением того, что ребенок увидит, – то эта история достаточно хорошо работает.
Из того, что сейчас доступно и можно читать:
Если ваш ребенок уже возраста 5+ – никто не отменял классику еще из нашего детства. К примеру, это все серии «Незнайки». Она очень хорошо написана, детям нравится, при этом есть хороший, яркий мультик с понятными персонажами. И кстати, книги проиллюстрированы практически теми же рисунками, что и мультик. Поэтому в результате дети получают целостную картинку.
Если мы говорим о детях немного постарше, это могут быть «Хроники Нарнии», когда есть несколько книг и серия сжатых фильмов. Но при этом важно вначале читать книгу, а потом показывать кино. Но так, как это серийная история, там есть несколько и фильмов, и книг, то как раз завершением чтения может стать просмотр экранизации, впоследствии которого можно узнать, действительно так ли ребенок себе представлял всех персонажей. Потому что иногда телевизионная версия настолько сжата, что она не станет крючком для того, чтобы продолжить смотреть фильмы.
Потом – истории про супергероев. Сейчас существует достаточно много комиксов, которые можно принести домой. И вот здесь эти вещи можно развивать параллельно, потому что комиксы очень сильно отличаются от фильмов. Эти истории вообще никак не противоречат друг другу: вы можете смотреть фильм, а потом читать комиксы, или наоборот. Единственное, они уже для детей постарше, которым 10+. Или только если ваш ребенок интересуется ними очень сильно. Моему сыну 4+. Мы читаем все эти комиксы и смотрим все эти фильмы, но до того, как дать ему комиксы, я, конечно же, все просматриваю на предмет жестоких визуализаций, чтобы не травмировать его психику.
Также об историях для маленьких детей. Очень хорошо работают истории с самыми популярными мультфильмами. К примеру, Свинка Пепа. Если ваш ребенок, сын или дочка, любят свинку Пепу, то вокруг этого персонажа можно строить всю историю с чтением: существуют буквари про свинку Пепу, издаются «Учимся читать» со свинкой Пепой, доступны первые книжечки про цвета, формы и т. д. со свинкой Пепой. Таким образом, вы приглашаете телевизионного персонажа к себе в дом и через то, чем ваш ребенок уже заинтересован, начинаете прививать любовь к книгам.
Что касаемо синергии чтения и второго экрана, то она распространяется уже не только на телевизор, но и на компьютерные игры. Это свидетельствует о том, что родители приходят к тому, что хотят отрывать ребенка от компьютера, но не могут. Им нужен переход уже между компьютерной реальностью и настоящей, и, в принципе, книга здесь может быть достаточно хорошим помощником.
Один из бестселлеров последних лет для подростков – это книги про «Майнкрафт» − суперпопулярная детская игра. Если раньше были просто мануалы о том, как что-то строить, секреты и т. д., то сейчас это целые линейные истории из того мира, в котором эти дети пропадают.
Еще отмечу любые классические книги, на которые активно снимали в советское время мультфильмы.
Карлсон − хороший мультик, и фактически все книжки про него с похожими иллюстрациями на мультфильм. Он, кстати, есть в отличном украинском переводе. Приключения тома Сойера и Гекльберри Финна. Потом это большинство из Фенимора Купера, у которого отличные экранизации, и для детей 10+ они очень интересны.