Что читать

Книги по возрасту

Как подобрать ребенку интересную книгу соответственно возрасту? Как выбрать именно тот жанр и формат, который понравится чаду и по-настоящему увлечет? Давайте разбираться!

Педагог, редактор журнала “Мир детства и чудес”, режиссер театра и эстрады, художественный руководитель театра “Місто сонця” и мама двоих детей Наталия Грабовская расскажет о том, как правильно выбрать книгу ребенку.

o-KIDS-BOOKS-facebook

Очень часто удачно подобранная книга по-настоящему открывает ребенку литературный мир, полный радостей, полезностей и интересностей. И наоборот: неудачно подобранная может погрузить в скуку, или того хуже – отвратить от чтения! Но как же заботливому родителю выбрать «правильную» книгу? Конечно, никто не знает ребенка так хорошо, как мама, папа или бабушка, и главный советчик в подборе – все-таки интуиция, понимание интересов и потребностей ребенка. И все же, есть и некоторые закономерности связанные с возрастом, знание которых может помочь близким людям облегчить задачу выбора.

Идеальная книга для крохи

Если вашему малышу еще не исполнилось четыре года, лучше подбирать для него книги с небольшим количеством текста и очень яркими, большими иллюстрациями. Старайтесь выбирать книгу из плотной бумаги, а еще лучше – картона, потому как малютки любят все пробовать «за зуб» (особенно, если зубов еще нет).

Zabavlianky_PNGLapyIXvosty_PNG

Хороши также книги, которые можно дергать за разные детали (например, тряпочные книги, в которых есть множество различных «нашивок»), или книги, которые можно «купать». Эти книги могут быть вообще бессюжетными, или содержать небольшие стишки – потешки. Хороши книжки про животных или о понятных для ребенка, знакомых предметах.

 

Читай также Детские книги про любовь

 

Лучший друг дошколенка

Даже если ваш малыш еще не может читать самостоятельно, но уже знает все буквы, пора приучать его к «чтению», но, конечно, очень аккуратно и постепенно. Текст книг для дошкольников, как правило, набирают, шрифтами крупных кеглей – 16 или 14, которые являются максимально удобными для медленно читающего ребенка. Полоса набора слов, «загруженная» мелким кеглем, недопустима в детской книге – читать ее трудно, и большим количеством текста она психологически отпугивает ребенка от чтения. Внимание ребенка должно привлекаться к каждому шагу повествования, иллюстрации обычно неотступно следуют за текстом, неразрывно с ним связаны. Так, например, оформляя книгу С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», В.М.Конашевич иллюстрировал в ней почти каждые две строчки стихотворения.

В детские книжки для дошкольников часто включают изобразительные рассказы, которые несут в себе игровые моменты: действие в них разворачивается, например, по спирали или кругу, и, рассматривая их, ребенок поворачивает книгу, разворачивает вкладыши, накладывает одни изображения на другие, читает и рассматривает книгу по всевозможным указателям. Набирают популярность так же книги с пазлами. Обращаясь с подобными книгами, ребенок действует и практически, и условно, получая знания через дополнительные действия, требующие сообразительности, находчивости. Они повышают в глазах ребенка ценность получаемой информации, а так же учат практическим действиям.

11096971_949176345114083_2106895036_n

Важно понимать, что в этом возрасте эмоциональное воздействие текста дополняется и усиливается иллюстрациями. Хороши книги, где герои (зверюшки, например) «очеловечиваются»: носят одежду, живут в человеческой среде, их отличает и человеческое поведение. На иллюстрациях в детской книге птенец может спать в гнезде под одеялом, на подушке, звери улыбаются и т.д.

Zakohaniy_Splatliza_cover-uk_1

Особая роль в формировании художественного образа в книге для дошкольников отводится цвету. Живописность, яркость красок усиливают эмоциональное воздействие иллюстраций на ребенка, пробуждают у него воображение и фантазию. Однако дети – чуткие наблюдатели, просто яркость и пестрота изображения для них недостаточна, и в цветовой композиции должна сохраняться ясность и конкретность отношений. Картинка должна быть общей, четкой и понятной для ребенка, страница должна приковывать внимание целиком; детали прочитываются только после понимания общего замысла. Если же говорить о самом тексте, то тут главное – понятный, увлекательный сюжет, который не был бы перегружен разными «ответвлениями».

 

Читай также Книги для творчества с детьми

 

Книга для новоиспеченного школьника

Если мышление ребенка до семи лет во многом зависит от его восприятия, характеризуется конкретностью и эмоциональностью, ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще и рассказ в картинках нужно строить на ярких, конкретных примерах, то после семи – восьми лет ситуация немного меняется. Ребенок все больше и больше способен преодолевать влияние восприятия и овладевает умением применять логическое мышление к конкретным ситуациям. Хотя восприятие, конечно, все еще играет роль.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью в психическом развитии детей является обучение. Лучший стимул к чтению – это интерес. Без активности юного читателя, направленной на предмет книги, она не будет прочитана. Мера стремления узнать, прочитать, у ребенка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге. Именно поэтому очень важно выбирать книгу «по интересам» ребенка: если малыш любит технику, можно выбрать историю про машинки, если фей – сказочную историю. Игровой элемент также играет роль в этом возрасте, так что будет еще лучше, если книжка будет с наклейками.

11084426_949176338447417_1916302896_nGarbuzovij_rik

 

Привлечь ребенка, заинтересовать его так же можно проблемным построением иллюстраций, т.е. таким, которое необычно ставит задачу и выдвигает пути ее решения. Это могут быть введение в оформление, в иллюстрации «необъяснимых» моментов, интригующих читателя, использование загадочных рисунков, фотографий, постановка вопросов. Многие детские книги строятся по принципу загадок, используют различные «угадайки». В загадке мир открывается неожиданно и по-разному – иногда шутливо, иногда возвышенно.

Что же касается иллюстраций, то роль цвета в оформлении и иллюстрировании книг для младших школьников несколько меняется. По мере взросления дети все меньше любят и ценят яркие, открытые цвета, которые «приукрашивают» натуру, им начинает нравится реализм и интересные детали.

 

Читай также Как обучить ребенка иностранному языку

 

О подростковых книгах

Старшие школьники имеют уже довольно широкий круг знаний и представлений и читают бегло. Ведущей деятельностью психического развития является «деятельность общения». Она заключается в построении отношений с детьми своего возраста на основе некоторых норм, которые определяют поступки подростков. Сфера общей жизни с окружающими людьми занимает особое место в подростковом периоде. Поэтому художнику, как и автору книги, необходимо касаться нравственных проблем, проблем психологических.

11082714_949176341780750_769386139_n11079301_949176331780751_407708272_n

Стремление подростков найти ответы на актуальные в этом возрасте личностные проблемы требует значительности содержания как текста, так и иллюстраций, которые способны так или иначе это сделать. Темы книг остаются разнообразными, наибольший интерес вызывают приключения, путешествия, история, события сегодняшнего дня. Успех книг у детей, согласно оценкам самих детей, возрастает в зависимости от сложности ее основной проблемы. Подросток любит движение, любит события, поэтому его требование к сложности фабулы очень настойчиво: это не только любовь к сильным движениям, это и любовь к многообразию лиц, мест, времен, обстановок, напряжений, конфликтов.

11087190_949176325114085_755428965_nIorgen+Anna

Детям этого возраста свойственна склонность к абстрактному мышлению, чего не наблюдалось в младшем возрасте. Мышление в этом возрасте более логичное, ребята способны самостоятельно анализировать и воспринимать отвлеченные проблемы. У них возрастают требования к доказательности, обоснованности того, о чем говорится и что изображено в книге, наряду со стремлением к конкретизации, к непосредственному восприятию того, о чем идет речь.

11084517_949176358447415_1630431474_nmiy_didus_buv_chereshneyu

Роль иллюстраций предметно-познавательного характера в книгах для среднего и старшего школьного возраста заметно понижается, и иллюстрации по своей образной системе приближаются к тем, что адресуются взрослому человеку. Количество иллюстраций уменьшается, а сам текст занимает главенствующее положение. Уменьшается так же и шрифт, приближаясь ко «взрослому».

 

И, самое главное: какого бы возраста не был ваш ребенок, самое первое, что вы можете сделать – обсудить с ним какую-то историю, смысл которой близок вам самим. И тогда, после вашего разговора, ребенку вдвойне захочется прочитать, увидеть данный сюжет, сравнить, составить свое впечатление. Это самый верный и лучший способ привить своему чаду любовь к книге и заинтересовать его. Желаем успехов!