Что читать

Почему детям нужно рассказывать истории. Интервью с Ольгой Черепановой, Glowberry

Слово «сторителлинг» знает даже первоклассник. Все мы много раз слышали, что истории больше увлекают, лучше убеждают, очаровывают и влюбляют. Но не в маркетинге едином можно воплотить навыки сторителлинга. Оказывается, с помощью рассказов можно создать крепкую связь с ребенком, погрузить его в волшебный мир не выходя из комнаты и вместе развивать воображение.

Мы позвали в редакцию Ольгу Черепанову, соавтора серии книг «Мама спешит домой» и креативного продюсера продакшена Glowberry, и поговорили о том, как это работает.

Редакция: Ольга, серия книг «Мама спешит домой» посвящена тому, как мама придумывает захватывающие истории по дороге домой. Как пришла в голову идея этой книги, что вас натолкнуло на нее и вообще, что вы задумывали, когда ее создавали?

Ольга: Серия «Мама спешит домой» о том, что может волшебного случиться с мамой по дороге домой в любом обычном городе. Где бы вы ни жили — в Киеве, во Львове, в Днепре — это может произойти прямо на вашей улице!

Идея родилась девять лет назад, и придумала ее Светлана Дорошева, креативная мама троих детей. Когда мы работали над первыми книгами издательства Glowberry, я искала идеи, которые смогут сделать так, чтобы детям в нашем городе не было скучно жить. И Света для своего первого ребенка, которому на тот момент было 4 года, стала придумывать истории, которые случались с ней по дороге домой. И делала это в волшебном режиме. Например, если мы с ней шли с работы и видели, что разрыта полностью улица, она придумывала, что это гномы ищут сокровища. Она приходила домой, тестировала эту историю на сыне и получала от него немедленный отклик.

Р: Для кого эта серия? На какой возраст рассчитана?

О: Наша серия книг рассчитана на возраст 3–5 лет. В этом возрасте очень важно, чтобы ребенок получал опыт спокойного отпускания родителя в его взрослую жизнь, о которой он ничего не знает. Наша цель — смягчить отсутствие родителя рядом и сделать вечернее общение мамы с ребенком качественным и интересным.

Р: А насколько проблема, что мама уходит? Возможно, это ей чувство вины не дает спать спокойно, а для ребенка нет драмы?

О: Мы много общались с детьми и поняли, что им очень интересно и важно, в возрасте 3–4 года, что мама делала, пока ее не было дома. В нашей книге мама встречает дракона и говорит: «Я очень тороплюсь, меня сын Леша дома ждет». Потом она встречает полицейского, и ему тоже говорит: «Вы знаете, я не могу опоздать, меня сын Леша очень сильно ждет». И таким образом ребенок понимает, что даже когда мама уходит, он остается в центре ее внимания, и это придает ему уверенности.

И еще мы хотели, чтобы все наши сказочные истории происходили в современных реалиях и с героями, которые понятны детям сегодня. Чтобы все элементы современного мира, который окружает ребенка, появлялись в историях: мобильный телефон, автомобиль, современные игрушки. Ребенок открывает книгу, а там описаны те вещи, с которыми он встречается ежедневно, и его жизнь тоже становится частью сказки.

Р: В чем особенность, фишка серии «Мама спешит домой?»

О: Одна из фишек книги в том, что главный герой — мама. Как ни странно, маму редко наделяют главной ролью и суперспособностями. У нас мама перестает быть обычной мамой и превращается в сказочного супергероя. Ей по плечу решить любые вопросы волшебным образом.

Это помогает ребенку больше поверить в свою маму и, соответственно, поверить в свою безопасность и себя самого.

У ребенка 3–5 лет существуют некоторые пробелы в представлении о том, как устроен взрослый мир. То есть он ходил в магазин игрушек или парк и знает о них, а какие-то части современного города ему неизвестны. И когда мы в книге рассказываем о большом городе, в котором есть много новых вещей и мест действия, это позволяет ребенку в своей фантазии дополнять общую картинку и иметь свое представление о том, как устроен этот большой мир за окном.

Книга помогает ребенку адаптироваться к выходу в мир, к первой коммуникации с другими, прийти к решению проблем.

А еще мы в книге добавляем ценности вещам, которые приносит мама. Например, в книге «Волшебный меч» мама приносит ребенку обычный меч, купленный в магазине. Но мы придаем ему волшебные свойства и утверждаем, что это самый важный меч на всей планете, он был нужен самому волшебному Единорогу, чтобы спасти свое королевство. Мы все знаем, что сейчас можно зайти в магазин и купить все что угодно, и ценность подарков теряется. Мы пытаемся донести, что важен не столько предмет, сколько история рядом с ним, и она всегда может быть волшебной.

Р: Какой показана мама в книге? Чему, по-вашему, она должна научить своего ребенка?

О: Мы в книгах стараемся показать, что мама — это реальный человек, испытывающий все человеческие эмоции. Например, она может испугаться или разозлиться. Мы пытаемся показать ребенку: что бы ты ни чувствовал или переживал — это совершенно нормально. Даже супергерои чувствуют и переживают.

В нашей книге мама не идеальный персонаж, она регулярно проходит «точки отчаяния» и попадает в непростые ситуации, но всегда с ними справляется и находит выход. Представьте себе историю, когда клоун заколдовал маму, и все, к чему она прикасается, превращается в сладости… Сначала это так здорово. Но потом приходит понимание, что город в опасности: собаки едят леденцовые дома, люди не могут ехать на конфетных автобусах, весь город разваливается и тает на солнце.

Мама проходит через все фрустрации, как любой человек. Сначала ей кажется, что все хорошо, потом она видит, к каким последствиям приводят определенные события, и всегда находит способ восстановить баланс, найти решение и прийти домой вовремя. И это важно для ребенка. Иногда какая-то затея кажется ему очень хорошей, и только в процессе он понимает, что это не совсем удачная мысль. И тогда важно понять, что нужно остановиться и все исправить. Это нормально — сказать: «Я был не прав». Мы не хотим напрямую говорить ребенку: «Делай так или иначе, делай, как нужно». Но мы можем моделировать ситуации, которые заставят его задуматься. И потом он сам может что-то понять и сказать маме: «Я знаю, что волшебный клоун, который заколдовал город, был не прав». И мама сможет легко продолжить разговор: «Правда? А в чем он был не прав?» И ребенок сможет сделать собственный вывод, и мы не прибегли к прямой морали.

Р: Расскажите об иллюстрациях, ведь это очень важная часть книги, которая с помощью образов тоже делает весьма важную работу.

О: Работа автора-иллюстратора — она всегда на границе двух миров. С одной стороны, авторы придумали книгу и прислали иллюстратору, а с другой — я всегда прошу, чтобы иллюстратор рисовал больше, чем то, о чем мы написали. То есть фраза «Люди испугались дракона и разбежались» достаточна для текста, но точно должна быть раскрыта в массе дополнительных подробностей в иллюстрации: как и куда бежали люди, что случилось, какие мини-истории произошли с каждым из них в этот момент. Ольга Дегтярева, которая подарила книге «Мама спешит домой» такие прекрасные иллюстрации, отлично с этими заданиями справляется.

Сейчас мы работаем с международными издательствами и партнерами мультфильма для международной аудитории. И получаем удовольствие, когда изображаем людей разных национальностей. Показываем детям, что мир очень разный и люди в нем тоже очень разные.

Р: Какие еще цели вы преследовали в книге?

О: Мы верим в “pure fun” (чистое веселье и радость) как в самую важную ценность детства. Часто ребенку все вокруг пытаются сделать столько полезного, что в какой-то момент этого становится слишком много и теряется само детство. Мы стараемся исправить эту ситуацию и верим, что если ребенку интересна книга, если ему весело, то все остальное — полезное — он, конечно, запомнит. Поэтому мы в издательстве все проверяем на “taste of fun”.

И мы, конечно, призываем всех наших читателей придумывать свои собственные истории. Я так радуюсь, когда иду по улице и вижу маму с ребенком, которая услышав воронье «кар», говорит: «Она тебе что-то хочет сказать». Мама не может спросить: «Что тебя волнует», потому что ребенку пять лет, он еще не может так стройно все обдумать и рассказать. Но когда мама спрашивает его: «Что там ворона сказала?», может быть, ребенок ответит: «Cказала, что в садике девочка Катя забрала мою куклу». А может, это будет история про то, что он не любит гречневую кашу или боится чего-то. И все — благодаря сказочному подходу родитель обладает ценными знаниями.