Первой финансовой моделью для ребенка, конечно же, будет семья.
Отношение родителей к денежному вопросу так или иначе сказывается на поведении ребенка. Иногда стоит задуматься, когда ребенок с истерикой требует очередную игрушку: может, это вовсе не избалованность? Если вы с ним никогда не говорили на тему денег, не рассказывали, что все имеет свою стоимость, не привлекали к распределению семейного бюджета, то он просто не понимает, почему вы не можете купить ему эту вещь.
6 советов по финансовому воспитанию ребенка
- Говорить о цене и деньгах с детьми надо с ранних лет. Мамы часто ходят с малышами в магазин. Поэтому уже с 2–3 лет ребенку можно объяснять, что это за место, что все продукты или вещи здесь нельзя брать просто так, их покупают за деньги, а деньги надо зарабатывать. Объясняйте все простыми словами, не вдаваясь в детали. Вам потребуется не один такой разговор, но это поможет малышу лучше ориентироваться в мире взрослых.
- С 5–6 лет можно давать ребенку небольшую сумму на карманные расходы, рассказывать, на что идут деньги, заработанные родителями. Можно также завести копилку, чтобы ребенок смог насобирать необходимую сумму на покупку чего-то, о чем он мечтает. Очень желательно, чтобы эти деньги не тратились на вещи первой необходимости. Карманные деньги помогут ребенку на практике понять, что это такое, и научиться с ними обращаться. Сумму в любом случае стоит выдавать такую, какую осилит ваш бюджет. Родителям не стоит дотошно следить, куда ребенок их потратил, и требовать детального отчета. Контролировать надо, но ненавязчиво, дав ребенку возможность и ошибиться.
- Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета. Ребенок должен знать, что у каждой семьи есть обязательные платежи. Например, коммунальные расходы, еда, одежда и т. д. Не обязательно объявлять точную цифру своего дохода (особенно маленьким детям), но примерно они должны представлять, что может себе позволить ваша семья.
- Давайте детям финансовые поручения. Например, подросток может сам оплатить коммунальные платежи. Сначала вы ему покажите, как это сделать, вместе оплатите, а потом просите его сделать это самостоятельно. Можно также писать небольшие списки необходимых покупок даже первокласснику. Пусть он при вашем сопровождении купит все из списка, посчитает, сколько ему понадобится на кассе, и сам расплатиться. Чем старше ребенок, тем больше и его обязанности. Особенно хорошо это будет работать, если вы не вдруг решили осчастливить его такой ответственностью, а делали это постепенно, начиная с малого, не ленились объяснять, показывать и отвечать на его вопросы.
- Поощряйте желание подростка зарабатывать, но при этом не монополизируйте все его заработанные деньги. Обсудите с ним его желания и возможности, а также насущные потребности, помогите сделать правильный выбор. При этом вполне нормально, если он какую-то часть потратит на развлечения, а что-то пойдет в семейный бюджет. Такая практика поможет ему учиться правильно распоряжаться своими деньгами и учитывать потребности близких людей.
- Не стоит в разговорах с детьми чересчур упиваться своей бедностью или богатством. И то и другое — преходяще. Лучше дать ребенку ощущение, что он сможет заработать независимо от того, богаты или бедны его родители. Говорите о деньгах рационально, взвешенно, рассказывайте, почему выбрали такую профессию и какой доход она приносит. Рассказывая о своем выборе, о своей жизни, вы даете ребенку понять, что деньги решают не все, но с ними надо уметь обращаться.