Ребенок и деньги: правильное отношение
гроші Виховання

Ребенок и деньги: правильное отношение

Первой финансовой моделью для ребенка, конечно же, будет семья.

Отношение родителей к денежному вопросу так или иначе сказывается на поведении ребенка. Иногда стоит задуматься, когда ребенок с истерикой требует очередную игрушку: может, это вовсе не избалованность? Если вы с ним никогда не говорили на тему денег, не рассказывали, что все имеет свою стоимость, не привлекали к распределению семейного бюджета, то он просто не понимает, почему вы не можете купить ему эту вещь.

6 советов по финансовому воспитанию ребенка

  1. Говорить о цене и деньгах с детьми надо с ранних лет. Мамы часто ходят с малышами в магазин.  Поэтому уже с 2–3 лет ребенку можно объяснять, что это за место, что все продукты или вещи здесь нельзя брать просто так, их покупают за деньги, а деньги надо зарабатывать. Объясняйте все простыми словами, не вдаваясь в детали. Вам потребуется не один такой разговор, но это поможет малышу лучше ориентироваться в мире взрослых.
  2. С 5–6 лет можно давать ребенку небольшую сумму на карманные расходы, рассказывать, на что идут деньги, заработанные родителями. Можно также завести копилку, чтобы ребенок смог насобирать необходимую сумму на покупку чего-то, о чем он мечтает. Очень желательно, чтобы эти деньги не тратились на вещи первой необходимости. Карманные деньги помогут ребенку на практике понять, что это такое, и научиться с ними обращаться. Сумму в любом случае стоит выдавать такую, какую осилит ваш бюджет. Родителям не стоит дотошно следить, куда ребенок их потратил, и требовать детального отчета. Контролировать надо, но ненавязчиво, дав ребенку возможность и ошибиться.
  3. Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета. Ребенок должен знать, что у каждой семьи есть обязательные платежи. Например, коммунальные расходы, еда, одежда и т. д. Не обязательно объявлять точную цифру своего дохода (особенно маленьким детям), но примерно они должны представлять, что может себе позволить ваша семья.
  4. Давайте детям финансовые поручения. Например, подросток может сам оплатить коммунальные платежи. Сначала вы ему покажите, как это сделать, вместе оплатите, а потом просите его сделать это самостоятельно. Можно также писать небольшие списки необходимых покупок даже первокласснику. Пусть он при вашем сопровождении купит все из списка, посчитает, сколько ему понадобится на кассе, и сам расплатиться. Чем старше ребенок, тем больше и его обязанности. Особенно хорошо это будет работать, если вы не вдруг решили осчастливить его такой ответственностью, а делали это постепенно, начиная с малого, не ленились объяснять, показывать и отвечать на его вопросы.
  5. Поощряйте желание подростка зарабатывать, но при этом не монополизируйте все его заработанные деньги. Обсудите с ним его желания и возможности, а также насущные потребности, помогите сделать правильный выбор. При этом вполне нормально, если он какую-то часть потратит на развлечения, а что-то пойдет в семейный бюджет. Такая практика поможет ему учиться правильно распоряжаться своими деньгами и учитывать потребности близких людей.
  6. Не стоит в разговорах с детьми чересчур упиваться своей бедностью или богатством. И то и другое — преходяще. Лучше дать ребенку ощущение, что он сможет заработать независимо от того, богаты или бедны его родители. Говорите о деньгах рационально, взвешенно, рассказывайте, почему выбрали такую профессию и какой доход она приносит. Рассказывая о своем выборе, о своей жизни, вы даете ребенку понять, что деньги решают не все, но с ними надо уметь обращаться.