Людмила Петрановская рассказала, почему школьная форма — плохо
Освіта

Людмила Петрановская рассказала, почему школьная форма — плохо

Школьный психолог Людмила Петрановская написала в своем блоге о минусах ношения школьной формы и опровергла все аргументы сторонников того, чтобы дети выглядели на занятиях одинаково.

Аргументы «за» школьную форму

Форма создает равенство, нивелирует разницу в достатке семей. «Очень смешно» — отмечает психолог.

Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю.

Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы, есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще стопицот всего. Будем все уравнивать?

В-третьих, социальное неравенство существует. Задача родителей и учителей научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его тряпок.

Форма поддерживает чувство принадлежности школе, корпоративную гордость, не зря в лучших частных школах Европы она есть. То есть школы у нас абы какие, гордиться там решительно нечем, дети их не любят и принадлежностью к ним, мягко говоря, не дорожат — зато форма будет изоборжать, что у нас как в Европе.

Школа приучает носить костюм. А с чего кто-то взял, что ребенку непременно понадобится в его будущем офисный костюм?

“Против” школьной формы

Форму нужно бесконечно стирать или покупать несколько комплектов. Форма непрактична, у нее неудобные фасоны, она часто сшита из синтетических тканей.

Форма — это дорого. Форма из хороших тканей стоит денег, и дешевле купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта.

Форма — это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает.

Форма неудобна. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда — просто пытка. Какая уж тут учеба.

Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол — там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ — огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой.

Иногда родители говорят: зато не надо думать, что на него (нее) надеть, а то еще начнет перебирать все утро. Есть такое дело, некоторые начинают. Но разве не одна из задач детства — научиться управляться со своим внешним видом в том числе? Научиться одеваться к месту, и удобно, и чтобы самому нравилось?

Одинаковая для всех одежда вообще свойственна местам, созданным не для радости: армии, тюрьме, больнице.

Что делать, если Вы не можете обеспечить ребенка формой: 

Никто не имеет права ограничивать доступ вашего ребенка к образованию или устраивать его травлю из-за формы. Какие бы там ни были постановления и решения, закон сильнее, и закон говорит о праве вашего ребенка на образование. Вы как родитель обязаны обеспечить ему для этого условия — пригодную для хождения в школу одежду. Не форму.

Школа может принять решение об обязательной форме — имеет право. Родительский комитет школы может это решение опротестовать — тоже имеет право. Если начинаются явные придирки к полоскам-ширине штанов, если ребенка выставляют из школы и класса в тот день, когда он по какой-то причине не в форме (не успела высохнуть), не бегите покупать другие рубашки-штаны и не начинайте оправдываться. Скажите, что вы и ребенок с уважением относитесь к выбору школы в вопросе формы и будете следовать принятому дресс-коду по мере возможности. Нет, вы не станете заглаживать стрелки на брюках, вам некогда и вам не нравится. И нет, вставать в 6 утра, чтобы успеть высушить феном единственно правильную жилетку вы тоже не станете. И если у вашего ребенка чувствительная кожа, то он не будет ходить в пиджаке с натирающим воротником и режущими подмышками, но вы обещаете — когда сможете — купить подходящий по цвету трикотажный жакет.

Наконец, вы всегда можете написать заявление на имя директора, что, по материальным обстоятельствам, не можете обеспечить своего ребенка школьной формой требуемого образца и очень надеетесь на то, что это не отразится на отношении к нему педагогов и администрации. Неважно, каковы на самом деле ваши обстоятельства.

Если ребенок отказывается ходить в форме, одежда вместо нее, должна выглядеть прилично — не вызывающе, не быть очень заношенной, грязной, явно не по размеру.  Про ребенка с чувствительной кожей тоже можно написать заявление. Только самого ребенка подготовьте, что отвечать, если “начнется”. Лучший вариант: “Марья Петровна, я надеваю то, что велит мама (папа). Все вопросы — к моим родителям”.