Новая украинская школа: один день в первом классе
Нова школа Освіта

Новая украинская школа: один день в первом классе

Все государственные школы с первого сентября начали обучение по программе «новая украинская школа”. В прошлом году сто украинских школ стали экспериментальными. В течение девяти месяцев учебного года тестировали новые правила и требования, которые диктует реформа гособразования. С сегодня она заработала в полную силу. 

Редакция “Промам” продолжает проект Новая Школа, в котором мы следим за школьной реформой и делимся наблюдениями с читателями. Мы провели один день в 309 киевской школе, которая завершила экспериментальный год обучения первых классов по новой системе “Нуш”, и учит детей с особенностями в инклюзивных классах.

Мы узнали, как адаптировались учителя и дети к новой системе, что в рамках реформы удалось реализовать, а что было труднее всего. Как воспитать толерантных детей и ежедневно давать детям с особыми потребностями понимать, что они такие, как другие: имеют право на полноценную жизнь, поддержку и любовь.

Что изменилось:

Было: заучить информацию, рассказать на память, учить только то, что дал учитель, школьник не имеет своего мнения.

Стало: ребенок должен уметь найти информацию, думать, высказывать собственное мнение, анализировать. Учитель должен ориентироваться на нужды ученика в образовательном процессе.

Было: ученикам важно освоить за время обучения только общую базовую информацию, которая может пригодиться для любой профессии.

Стало: детям важно хорошо усвоить новые знания, которые пригодятся не только в профессии, но и в жизни. Каждый ребенок будет учиться в течение всей жизни, научится искать новые знания, приобретать новые навыки.

Было: учитель – главный, единственный авторитет, с ним никто не спорит, учитель «руководитель», он — источник информации, единственный наставник.

Стало: учитель – коуч, тьютор, модератор в индивидуальной образовательной траектории ребенка. Все процессы обучения должны быть основаны на партнерстве между учеником, учителем и родителями.

Было: учителя готовились к урокам исключительно по программам, утвержденных МОЗ.

Стало: учитель самостоятельно готовит собственные авторские учебные программы, выбирает учебники, методы, стратегии и способы обучения. МОЗ только рекомендует.

Было: инклюзивные классы создавались в отдельных школах города.  

Стало: каждая школа по своей философии должна быть инклюзивной — готовой в любое время принять каждого ребенка, стремясь создать максимально благоприятную среду для развития его потенциала.

Было: парты в классе стояли строго друг за другом. На последний сидели двоечники.

Стало: парты каждый день можно ставить, как удобно. Детям важно работать в группах.

Было: для кого звонок звенит? для учителя!

Стало: перемена время для отдыха детей. Можно слушать музыку, танцевать, играть.

Было:  дневники с оценками и домашним заданием.

Стало: личные дневники с впечатлениями за день. Переписка с родителями в соцсетях.

Было: учителей называли по имени и отчеству

Стало: дети обращаются ко всем учителям по имени, но с обращением “Пані”. “Пані, Маріє”, “Пані, Галино”.

Новая украинская школа

Каждый день первоклассников начинается не со звонка, а разговором с учителем ребята и наставник делятся друг с другом настроением и впечатлениями. Темы, которые будут учить в течение недели, дети выбирают вместе с учительницей. Нет больше «галерки» и тех, кого пересаживают в конец класса за плохого поведения.

На уроках дети слушают музыку и звуки природы, читают книги, которые сами выбирают, смотрят видео, сидят на полу, играют в подвижные игры. Каждый урок начинается с “руханки”, которая помогает детям сосредоточиться и настроиться на обучение. Они напоминают себе, что умеют видеть, слышать, чувствовать и слушать.

Учитель проводила урок достаточно громко, но не повышает голос, не делает замечаний. За каждый ответ ребенка обязательно хвалят, если нужна помощь спокойно объясняют.

«Важно общаться, смотреть друг другу в глаза. Ранее один на уроке отвечал, другие отсиживались. Теперь мы учим распределять роли, отвечать за свой участок работы. Ребенок должен получить в школе все, что он хочет: знания, раскрыть свои таланты, если она танцует или поет. Реализовать себя, если у ребенка активная общественная позиция », объясняет Ольга Тимошенко, директор 309 киевской школы.

О домашнем задании, оценках и дневниках

Оценок нет. Как и дневников, в классическом их понимании.

«Никаких записей нет. Общение с родителями происходит или вживую, или с использованием интернет-ресурсов. Есть дневник впечатлений личное дело каждого ребенка. Они записывают и закрашивают то, что было в течение дня», рассказывает Алла Товстопльот, учитель начальных классов 309 школы.

Домашнего задания тоже нет. Даже на уговоры родителей, которые считали, что дети будут хуже учиться, мы не согласились.

Об интегрированном обучении

По новым правилам в учебном процессе должно быть время для интегрированного обучения. Ученики не имеют четкого разделения на предметы, а всесторонне рассматривают какую-то определенную тему, погружаются в нее, при этом учатся читать, считать, рисовать, мыслить, делать творческие проекты.

Согласно идее «новой школы» школьники имеют познать мир целостно, потому что в шесть лет им сложно делить его на математику, литературу и естествознание.

Например, учитель должен научить детей покупать билет, отличать виды вагонов, найти свое место в этом вагоне, объяснить как собраться в путешествие, чтобы ребенок смог объяснить, что с собой берет, научить детей выбрать место для отдыха, понять чем путешествие интересно, представить свои ожидания.

Материалы по математике, письме и чтению не изменились. Учителя все также должны научить детей читать, считать и писать. Они будут знать, какие есть звуки, компоненты сложения, вычитание.

Об обучении в инклюзивном классе

В школе есть инклюзивные классы, где учатся дети с проблемами зрения и синдромом Дауна. В каждом таком классе работает учитель-тифлопедагог, также с детьми сотрудничают психолог школьный, логопед, дефектолог. Дважды в год дети корректируют свои проблемы с помощью аппаратного лечения.

«С такими детьми работать легко благодаря тому, что между собой сотрудничают школа, родители и дети. Дети адаптированы к учебной среды. Знают, как общаться с людьми », рассказала “Промам” учитель-тифлопедагог специальных классов для детей с проблемами зрения Анастасия Жук.

Образовательная программа включает в себя коррекционные уроки, на которых дети развивают зрительные и тактильные ощущения. Особенность уроков для таких детей уменьшение нагрузки на глаза ребенка. Для этого используются специальные книги большие картинки, буквы.

Также на коррекционных уроках дети изучают себя, свое тело, узнают все об окружающем мире, учатся в нем жить. Детей с особенностями никто не сравнивает с другими. Обучение для всех одинаковое, никто не выпадает из системы образования.

По словам учителей, дети между собой дружат, у них есть общие школьные праздники, где участвуют все дети школы новогодний праздник, к восьмому марта и другие. На уровне с обычными классами участвуют в олимпиадах, контрольных.