В табеле ужасные оценки! Что делать и как реагировать родителям?
Освіта

В табеле ужасные оценки! Что делать и как реагировать родителям?

Вот и закончилось первое полугодие. Впереди новогодние праздники и долгожданные подарки, а значит, можно перестать думать о задачках по математике или диктанте по украинскому языку. Но прекрасное время для отдыха на каникулах может быть испорчено результатами обучения. Оценки в табеле способны расстроить и даже разозлить в большей степени не так детей, как их родителей. 

Редакция Promum разбиралась, насколько важны оценки во взрослой жизни и как реагировать родителям на негативные баллы в школьном табеле. 

Родители vs дети: как реагировать на плохие оценки?

По словам психолога и медиаэксперта Анны Просветовой, давление по поводу оценок грозит большим конфликтом между родителями и ребенком. 

«У ребенка формируется убеждение, что родителям абсолютно все равно, чем он живет. Ребенок думает, что маме и папе важны только оценки, им наплевать на меня как на человека. Все потому, что родители часто ориентируются на эти баллы и оценивают своего ребенка только относительно школьного табеля, — говорит психолог. — Нужно понимать, что школьная жизнь и учеба — это всего лишь одна из сторон жизни ребенка. Это вовсе не единственное, чем он занимается, а значит — не единственная его характеристика».

Родителям, которые ругают ребенка за плохие оценки, психолог рекомендует провести эксперимент: в течение недели каждый день самостоятельно выполнять несколько упражнений по тому или иному школьному предмету. А затем проверить, сколько сделано ошибок, и честно оценить эту работу. Это поможет пересмотреть свои требования к баллам. 


Читайте также: Стоит ли подтягивать оценки в конце года?


Оценки в табеле

Оценки в табеле: как поговорить с ребенком?

Если ребенок принес плохую оценку, родителям прежде всего необходимо успокоиться. Важно найти в своем ребенке другие таланты и сильные стороны. Анна Просветова рекомендует всегда хвалить и поддерживать ребенка, помогать ему найти интерес в учебе.

Пример диалога с ребенком:

«Малыш, я люблю тебя в любом случае. Ты замечательный человек независимо от твоих оценок. Будь ты двоечник или отличник, ты мой ребенок. Но я знаю, насколько ты талантливый и способный. Мне бы хотелось, чтобы другие люди тоже это видели и оценивали по достоинству твои способности. Поэтому я хотела бы помочь тебе раскрыть эти способности. Да, оценки в таком случае тоже улучшатся. Но самое главное, что ты будешь знать о своих талантах и увидишь, насколько ты классный. И ты будешь сам рад тому, что у тебя так хорошо все получается».

Подкуп и мотивация: «Вот тебе деньги — учись хорошо»

При этом, по словам психолога, важно не смещать мотивацию исключительно в денежный/финансовый/материальный формат. Когда ребенок привыкает к материальному поощрению, все остальные виды перестают работать.

«Я считаю подкуп неприемлемым способом мотивации. Таким образом родители самостоятельно загоняют себя в неудобное положение. А дальше этот формат будет перерастать в категорию торговли: если есть цена за оценку, значит, ее можно оспаривать и поддавать сомнению. Ребенок начнет торговаться: «Мама, сейчас инфляция и курс доллара растет. Давай теперь не 50 гривен за хорошие оценки, а 100. Иначе я вообще не буду учиться», – объясняет Анна Просветова

И если в какой-то момент в кармане у родителей не окажется денег для того, чтобы платить за хорошие оценки, ребенок может сказать: «Мам, нет денег — нет оценок». Поэтому в качестве основного инструмента мотивации психолог рекомендует взять за основу эмоциональное поощрение:

  • похвала ребенка и вера в его силы;
  • подчеркивание того, что он отлично старается и справляется.

Говорят HR-специалисты: важны ли оценки во взрослой жизни?

«Если будешь плохо учиться, то в университет не поступишь и хорошую работу не найдешь», — такой фразой довольно часто родители пытаются мотивировать детей лучше учиться и добросовестно выполнять домашние задания. Однако работодатели все меньше внимания обращают на формальные квалификации и дипломы государственного образца. 

«Современный мир, нестабильный и неопределенный, требует от нас скорости, динамичности, способности меняться и менять. А значит — постоянного повышения уровня знаний и компетенций. Это накладывает отпечаток и на то, какие требования ставят работодатели к потенциальным сотрудникам», — рассказали нам эксперты компании hh.ua | grc, которая входит в состав крупнейшего объединения рекрутинговых проектов из восьми стран Европы и Азии.

Причем здесь оценки: кто нужен сейчас на рынке труда?

Оценки в табелеКакие же специалисты будут пользоваться спросом в разрезе образования и в каких ситуациях хорошие оценки станут преимуществом при трудоустройстве? Эксперты hh.ua | grc помогли нам выделить самые важные тенденции.

№1. Умения и навыки

Работодатели все чаще акцентируют внимание не на образовании потенциальных сотрудников, а на наличии конкретных умений и навыков. Более того, с недавних пор начали говорить о появлении «новых воротничков». В частности, о них рассказывала глава IBM Джинни Рометти во время Всемирного экономического форума в Давосе. По ее словам, «новые воротнички» — ценные кадры из технологического сектора. Для трудоустройства им не нужно формальное образование, а вот онлайн-курсы и специальные учебные программы для сотрудников очень ценятся представителями этой категории.

Среди «новых воротничков» выделяют:

  • специалистов облачных вычислений;
  • менеджеров баз данных и кибербезопасности;
  • дизайнеров интерфейсов и других IT-специалистов.

При этом психолог и медиаэксперт Анна Просветова также уверенна, что во взрослой жизни школьные оценки неважны. 

«Важны знания и навыки, которые ребенок приобретает в процессе школьного обучения. Важно не зацикливаться на самих цифрах, а лучше сконцентрироваться на том, что на самом деле знает и умеет ребенок. Какие у него вырабатываются черты характера в процессе обучения», – рассказала она.

№2. Lifelong learning и soft skills — что это и зачем?

В будущем наибольший спрос будет как раз на тех специалистов, которые смогут учиться сами в течение всей жизни. Концепция lifelong learning давно перестала быть модным трендом. Это практически обязательное условие для специалистов, которые хотят быть востребованы на рынке труда.

Обучение не должно сводиться только к формированию цифровых или профессиональных навыков. Огромное значение сейчас приобретают soft skills — поведенческие навыки успешного взаимодействия с другими людьми. По словам директора по исследованиям Future Workplace в New York Times Дэна Шобеля, искусственный интеллект продолжит автоматизировать технические навыки и стимулировать спрос на soft skills, такие как креативность, коммуникация и эмпатия. Среди других востребованных «гибких» навыков: умение убеждать, умение сотрудничать, адаптивность, умение решать комплексные задачи.

Конечно, эти тенденции не перечеркивают необходимость добросовестного изучения школьных и университетских дисциплин. Хорошие оценки и красный диплом могут стать преимуществом во время поиска первого места работы для молодых соискателей, которые претендуют на место стажера или младшего специалиста.

Где может понадобиться красный диплом?

Как рассказали нам эксперты hh.ua | grc, пожелания о наличии красного диплома выражали работодатели, которые искали:

  • математика бизнеса;
  • таможенного брокера;
  • юриста;
  • экономиста по труду;
  • экономиста-аналитика.

А в одной из вакансий, где говорилось о работе рекрутером, за наличие красного диплома обещали заработную плату на 20% выше.


Читайте также: Кейс «БеркоШко». Чи можливий договір між дітьми та дорослими?


Школы без оценок — как это?

Для человека естественной мотивацией к обучению обычно становится собственный интерес, вызовы новых задач, потребность в развитии навыков, любознательность и стремление к совершенству, в конце концов. Поэтому некоторые школы отказались от формальных оценок, среди них и альтернативная школа «БеркоШко». Здесь считают, что любые оценки подменяют истинную мотивацию обучения и искажают обратную связь. Поэтому отказались от любых форм оценок, даже наклеек со смайлами.  

«Разнообразные рейтинги, субъективные оценки, бонусы —  это подменная поверхностная мотивация. Она, конечно, дает определенный эффект, но непродолжительный и неустойчивый», — рассказала нам педагог и сооснователь «БеркоШко» Валентина Мержиевская

Кроме мотивации, оценки применяют также для сообщения информации об успеваемости ребенка от учителя к родителям, а также со школы к надзорным органам. Поэтому если наладить другие формы обратной связи — обширное обсуждение с учителем работы не только ошибок, но и удачных моментов; общения родителей с ребенком; отзывы учителя — тогда потребность в формальных оценках отпадает.

Так, в «БеркоШко» изменили формат оценок, в конце года дети не ставят себе цель — «подтянуть оценки». Более ценно — подпитывать интерес, делиться опытом, общаться, учиться доводить дело до конца и наслаждаться выполненным проектом, написанным эссе, открытием для ребенка новых граней мира. Не ради внешней оценки, а ради внутреннего наслаждения от познания.


Итак, современные условия выдвигают новые требования к соискателям на рынке труда — отличные оценки в табеле и диплом не в их топе. Хотя в редких случаях работодатели и отмечают, что предпочтут тех соискателей, которые имеют подтвержденные успехи в учебе. При этом в большинстве вакансий фигурируют требования по hard и soft skills и мотивации для развития и обучения.

Но самое главное — почаще напоминать детям, что родители любят и ценят их не за хорошие оценки в табеле. Ведь родительская любовь и поддержка вообще никак не зависит от школьных баллов.