Сторителлинг — это тренд, который коснулся не только рекламы и SММ, а и детского образования. Рассказывать детям интересные истории полезно не только в виде сказок на ночь, но и во время учебы, объясняя новую тему по математике.
Сделать проект с историями, посвященный школьным предметам, решил бывший министр экологии и природных ресурсов Грузии Давид Чантладзе. Так появилась Storybook — интерактивная онлайн-платформа с историями к каждой теме школьных предметов средних классов.
Для Promum Давид рассказал, как два года создавался его проект, с какими сложностями он сталкивался, какие инсайты были на пути и почему сторителлинг помогает готовить детей к взрослой жизни.
Как появилась Storybook
Со студенчества я мечтал создать продукт, который поможет детям учить предметы без мучений, понимать их идеи, а не просто зазубривать темы. Однажды я купил книги серии Big Ideas Simply Explained, где детям легко и понятно объясняют, какие идеи есть в философии, психологии, социологии, экономике, бизнесе и других науках. Эти книги меня так поразили, что, переезжая из страны в страну, я брал их с собой. Тогда у меня и появилась идея создать портал, где детям будут объясняться разные темы в очень доступной форме.
Сначала я решил сделать проект — сайт с интересными статьями на разные темы. В нем были серьезные и развлекательные материалы, посвященные детям и образованию. Одной из целей портала было научить детей разносторонне рассматривать разные темы, а не относиться к ним однозначно, как к чему-то исключительно хорошему или плохому. Например, рассматривая тему видеоигр, мы объясняли, чему они могут научить ребенка. А именно целеустремленности, пониманию, что на пути к цели есть разные этапы, и успех зависит от разных способностей: умения договариваться, просить помощи, объединяться с другими, вставать после падения и учиться на своих проигрышах. Это применимо и в жизни.
Сайт был первым из семи вариантов, который привел нас к Storybook. Мы рассчитывали, что материалы на портале будут читать старшеклассники. Нам было важно, чтобы перед тем, как сделать шаг во взрослую жизнь, подростки как-то расширили свой кругозор. Однако оказалось, что старшеклассники ничем не интересуются, кроме ВНО.
Мы решили поменять формат и делать короткие видео, в которых учителя будут просто объяснять школьные темы. Я научился монтировать видео. Общение с разными преподавателями показало, что учителя старой школы в этом не заинтересованы, а молодые и продвинутые педагоги заняты своими делами.
В тот момент я вспомнил, как в школе не мог понять черчение, пока мне не объяснил его одноклассник. Я учился во время СССР и тогда не положено было задавать вопросы учителю, особенно если ты отличник. Педагоги считались богами, всегда правыми и спрашивать что-то могли только они. Вопрос означал то, что ты не понимаешь, делаешь ошибку, значит — двойка. В Советском Союзе не было примеров в обучении, была сухая теория, которую ребенку сложно понять. После того как другой ученик объяснил мне тему без специальных названий, на примере здания школы, я понял черчение и выиграл по нему олимпиаду.
Как появилась Storybook
Со студенчества я мечтал создать продукт, который поможет детям учить предметы без мучений, понимать их идеи, а не просто зазубривать темы. Однажды я купил книги серии Big Ideas Simply Explained, где детям легко и понятно объясняют, какие идеи есть в философии, психологии, социологии, экономике, бизнесе и других науках. Эти книги меня так поразили, что, переезжая из страны в страну, я брал их с собой. Тогда у меня и появилась идея создать портал, где детям будут объясняться разные темы в очень доступной форме.
Сначала я решил сделать проект — сайт с интересными статьями на разные темы. В нем были серьезные и развлекательные материалы, посвященные детям и образованию. Одной из целей портала было научить детей разносторонне рассматривать разные темы, а не относиться к ним однозначно, как к чему-то исключительно хорошему или плохому. Например, рассматривая тему видеоигр, мы объясняли, чему они могут научить ребенка. А именно целеустремленности, пониманию, что на пути к цели есть разные этапы, и успех зависит от разных способностей: умения договариваться, просить помощи, объединяться с другими, вставать после падения и учиться на своих проигрышах. Это применимо и в жизни.
Сайт был первым из семи вариантов, который привел нас к Storybook. Мы рассчитывали, что материалы на портале будут читать старшеклассники. Нам было важно, чтобы перед тем, как сделать шаг во взрослую жизнь, подростки как-то расширили свой кругозор.
Однако оказалось, что старшеклассники ничем не интересуются, кроме ВНО.
Мы решили поменять формат и делать короткие видео, в которых учителя будут просто объяснять школьные темы. Я научился монтировать видео. Общение с разными преподавателями показало, что учителя старой школы в этом не заинтересованы, а молодые и продвинутые педагоги заняты своими делами.
В тот момент я вспомнил, как в школе не мог понять черчение, пока мне не объяснил его одноклассник. Я учился во время СССР и тогда не положено было задавать вопросы учителю, особенно если ты отличник. Педагоги считались богами, всегда правыми и спрашивать что-то могли только они. Вопрос означал то, что ты не понимаешь, делаешь ошибку, значит — двойка. В Советском Союзе не было примеров в обучении, была сухая теория, которую ребенку сложно понять. После того как другой ученик объяснил мне тему без специальных названий, на примере здания школы, я понял черчение и выиграл по нему олимпиаду.
Так появилась идея портала с видео, где дети будут понятно объяснять другим детям темы. Она не понравилась ученикам, которым мы ее презентовали. Школьники сказали, что это не их проблема, если кто-то что-то не понимает. Ценность быть крутым из-за того, что ты понимаешь тему и можешь ее классно объяснить другим, не существовала. Свое время они хотели тратить на другие развлечения.
Дети говорили: «Школьники для нас не авторитеты. Какая бы ни была учительница, ее слово важнее». Так мы пришли к тому, что наш продукт должен быть нацелен на учителя и помогать ему в объяснении новой темы. И появилась Storybook — платформа с объяснением школьных предметов через короткие истории, с элементами социальной сети, где дети могут писать свои истории, отражающие темы предметов в их реальной жизни.
Сначала мы хотели уйти от учителя, чтобы ребенок сам получал знания. Но маленький ребенок еще не понимает, зачем вообще ему учиться. Родители часто очень заняты, чтобы заниматься обучением, и находят выход в том, чтобы поместить ребенка в более престижную школу или нанять репетитора.
Я считаю, что ответственность за обучение ребенка в большей степени лежит на учителе, потому что учить — это его прямая обязанность. Родитель в обучении выполняет вспомогательную функцию.
Каждая тема – небольшая история о детях
Чтобы создать изначальный контент, мы подключили писателя Юрия Дениса. Вместе с 10-летним сыном он создал сюжет, персонажей, которые резонируют с современными детьми. Эти герои — дети, они учатся в 5-м и 7-м классе, у них есть енот, они живут за городом и ездят в школу на школьном автобусе.
Мы взяли утвержденную программу средних классов и уже создали истории по математике для пятиклашек. Каждая тема — небольшая история о детях, которые тоже учатся. Читая ее, реальные ученики хотят стать частью их жизни.
Эти истории бесплатны, они должны помочь учителям начать объяснять новую тему. Наш продукт помогает понять смысл, потому что это самое важное в изучении чего-либо.
В конце каждой истории есть вопросы, с которыми нам помогли психологи, сделав так, чтобы дети сами начали писать истории и лайкать друг друга на платформе. Чтобы протестировать новый продукт, мы стали искать школы. Мы считали, что им могут заинтересоваться частные заведения, потому что государственные очень зависят от Министерства образования и науки.
Но мы столкнулись с тем, что в частных школах есть только свое видение программы и что-то новое они не принимают. Случайно мы вышли на государственную львовскую школу, и оказалось, что в ней любят инновации и меняют подход к образованию. Дети из нее зарегистрировались на платформе и начали писать свои истории. Мы объявили олимпиаду и назначили призы за максимальное количество написанных текстов. Думали, что дети будут только лайкать, а что-то свое напишут порядка 1% ребят. Однако собственные истории написали 35% из зарегистрированных детей.
Мы очень удивились такой активности. Один мальчик, у которого не складывалось с математикой, на портале начал писать стихи про натуральные числа и среднее арифметическое. Это очень круто, что ребенок развивает свою креативность, ведь сейчас компании ищут именно изобретательных людей.
Сторителлинг — это самый лучший способ донести человеку идею
Мы выросли на сказках и историях, мы мыслим историями и, встречаясь друг с другом, занимаемся именно сторителлингом. Сейчас все построено на историях: фильмы, книги, передачи, общение, кейсы.
Кроме изобретательности, в людях сейчас ценится желание развиваться, способность внятно и четко формулировать и донести свои идеи. Именно этому и учит сторителлинг.
Общаясь со старшеклассниками, я увидел, что суть школы сейчас — это подготовка ребенка к сдаче ВНО, однако школа должна делать не это. Она должна готовить ко взрослой жизни и давать актуальные знания и навыки, которые пригодятся в мире будущего. Раньше в школе детей готовили к тому, чтобы они могли выучить инструкцию и работать по ней. Тогда была индустриальная эра, а сейчас эра инноваций, но суть учебы от этого почему-то не поменялась.
Технологии «поглощают» рабочие места, в то время как в школах детей учат тому же и теми же методами, которыми обучали наших дедушек и бабушек.
Аналитики утверждают, что только за счет развития технологий количество безработных в 2025 году вырастет до 50 миллион человек. Это значит, что студент, который сейчас на первом курсе, выпустится тогда, когда его профессии может уже не существовать. Современная школа должна развивать новые навыки в детях.
Я думаю, что свободное мышление, креативность, умение глобально и разносторонне смотреть на процессы, ясно излагать свои идеи — в числе этих навыков.