Адаптация к детскому саду — зачастую стресс не столько для ребенка, сколько для его родителей. Ведущую роль в успехе адаптации играет воспитатель. Именно от него зависит настрой ребенка и то, насколько вы будете спокойны за свое дитя.
Вместе с детским и семейным психологом, в прошлом — директором частного детского сада, Татьяной Степановой мы подготовили чек-лист, с помощью которого можно убедиться, подходит ли вам этот воспитатель или все-таки нужно выбирать другое дошкольное заведение.
1. Хороший воспитатель располагает к себе.
«Если вам не хочется находится рядом с человеком или он не вызывает доверия, то и ребенку нечего делать рядом с таким воспитателем», — уверена Татьяна.
Плюсом для воспитателя будут:
- уважение к детям и взрослым;
- открытый взгляд;
- контакт глаз;
- искреннее общение;
- грамотная речь;
- опрятный внешний вид.
«Очень важны свободные ответы на вопросы, интерес к вам и ребенку, позитивные отзывы о детях и людях вообще, отсутствие оценочных суждений, искренняя улыбка, общий позитивный настрой, непринужденное, доброжелательное общение с малышами», — добавляет психолог.
Обратите внимание, свободно ли дети подходят к воспитателю, тактично ли он общается с ними.
2. Отсутствие негатива и критики.
«Неискренность, негативные отзывы о людях, разделение детей на плохих и хороших, вообще любое разделение людей, разглашение персональной информации, окрики на детей, которые обращаются к воспитателю, или игнорирование этих обращений должны насторожить», — перечисляет Татьяна.
Психолог также считает странным, если за время разговора дети не подходят к воспитателю и не обращаются к нему.
Абсолютно недопустимы:
- грубость;
- неряшливость;
- высокомерие;
- неправильная речь.
3. Готовность ответить на вопросы.
По словам психолога, если воспитателю сложно отвечать на ваши вопросы, он не может вразумительно рассказать о том, чем занимается с детьми в течение дня, не проявляет интереса к вам и вашему ребенку, это должно насторожить.
Вы имеете право задать воспитателю любые тактичные вопросы. Спросите его про образование, хобби, опыт работы. «Если вы пришли в частный сад, а воспитатель работал в государственном, спросите, что не устроило», — рекомендует Татьяна.
Можно спросить, почему он работает с детьми, почему именно в этом саду, что нравится или не нравится в работе. «Как правило, нравится то, что связано с сильными сторонами его работы, а не нравится — со слабыми», — отмечает психолог.
«Вопросы о том, что именно воспитатель делает с детьми в течение дня, много ли сложных детей — тоже не лишние. От искреннего человека вы получите искренние ответы. Шаблонные ответы, избегание контакта глаз, слова «всегда» и «никогда» часто говорят о неискренности. А тем более уход от прямых ответов. Ну и понятно, что невозможность точно ответить на вопрос или рассказ о большом количестве трудных детей, скандальных родителей, негативные отзывы о коллегах или других садах должны вас насторожить», — считает Татьяна.
А что касается просьб обратить внимание на особенности ребенка (например, малыш еще не приучен к горшку), то здесь важно учесть реальную загрузку воспитателя.
«Если в группе 20 человек — это становится почти нереальным. Детей, не имеющих навыков опрятности или требующих повышенного внимания по другим причинам, должно быть не больше 8–10», — объясняет Татьяна.
4. Внешний вид — «удобный» для игры.
Внешний вид воспитателя важен по нескольким причинам:
Безопасность. Недопустимы неряшливость, длинные распущенные волосы, длинные ногти, крупные украшения с острыми краями, обувь на каблуках — это опасно для детей.
Личный пример. Дети учатся у нас, подражают. Явная неопрятность, неприятные запахи, агрессивная символика на одежде, подчеркнутая эротичность во внешнем виде — не для детского сада. Курящий воспитатель, по мнению психолога, также не вариант.
Воспитатель должен быть готов играть с детьми. «Только в игре дети познают мир и обучаются. И это точно не сидение за столом. А потому удобная одежда и обувь — стандарт воспитателя», — уверена Татьяна.
«Если воспитатель выглядит как советская чиновница — узкая юбка, прическа, каблуки, вряд ли она побегает или попрыгает с вашим малышом, посидит с ним в палатке, спустится с горки или полежит с книжкой на ковре», — отмечает психолог.
В то же время, по мнению Татьяны, яркий маникюр, джинсы, пирсинг, тату — это частые атрибуты внешнего вида современной девушки, вызывающие интерес и расположение у детей («это круто»), и часто говорящие о креативности их обладательницы.
«Главное, все в меру и безопасно для детей», — подчеркивает психолог.
5. Образование — не ниже среднего специального.
«Знаю прекрасных воспитателей с техническим, лингвистическим образованием и плохих с педагогическим и психологическим», — отмечает Татьяна.
А вот возраст, по мнению психолога, значения не имеет: «Главное — любовь к детям, грамотная речь, позитивный настрой и активность».
Когда Татьяна работала директором частного детского сада, она выбирала сотрудников по следующим критериям:
- уважение и любовь к детям и людям в целом;
- осознанное желание работать с детьми;
- ответственность;
- доброжелательность;
- оптимизм;
- грамотная речь и богатый словарный запас;
- хорошее воспитание;
- эрудиция;
- и немного детства в душе.
«Детский сад — это не место хранения детей. Выбор сада и воспитателя очень важны, потому что именно в саду ребенок получает первые навыки построения отношений с детьми и взрослыми. Уважение, понимание и любовь — это должен дать ребенку хороший воспитатель», — подводит итог психолог.
Автор: Юлия Шило