Образование

«Воспитатель должен играть с детьми — в игре они познают мир». Чек-лист для воспитателя от детского психолога Татьяны Степановой

Адаптация к детскому саду — зачастую стресс не столько для ребенка, сколько для его родителей. Ведущую роль в успехе адаптации играет воспитатель. Именно от него зависит настрой ребенка и то, насколько вы будете спокойны за свое дитя.

Вместе с детским и семейным психологом, в прошлом — директором частного детского сада, Татьяной Степановой мы подготовили чек-лист, с помощью которого можно убедиться, подходит ли вам этот воспитатель или все-таки нужно выбирать другое дошкольное заведение.

1. Хороший воспитатель располагает к себе.

«Если вам не хочется находится рядом с человеком или он не вызывает доверия, то и ребенку нечего делать рядом с таким воспитателем», — уверена Татьяна.

Плюсом для воспитателя будут:

  • уважение к детям и взрослым;
  • открытый взгляд;
  • контакт глаз;
  • искреннее общение;
  • грамотная речь;
  • опрятный внешний вид.

«Очень важны свободные ответы на вопросы, интерес к вам и ребенку, позитивные отзывы о детях и людях вообще, отсутствие оценочных суждений, искренняя улыбка, общий позитивный настрой, непринужденное, доброжелательное общение с малышами», — добавляет психолог.

Обратите внимание, свободно ли дети подходят к воспитателю, тактично ли он общается с ними.

2. Отсутствие негатива и критики.

«Неискренность, негативные отзывы о людях, разделение детей на плохих и хороших, вообще любое разделение людей, разглашение персональной информации, окрики на детей, которые обращаются к воспитателю, или игнорирование этих обращений должны насторожить», — перечисляет Татьяна.

Психолог также считает странным, если за время разговора дети не подходят к воспитателю и не обращаются к нему. 

Абсолютно недопустимы: 

  • грубость;
  • неряшливость; 
  • высокомерие;
  • неправильная речь.

3. Готовность ответить на вопросы.

По словам психолога, если воспитателю сложно отвечать на ваши вопросы, он не может вразумительно рассказать о том, чем занимается с детьми в течение дня, не проявляет интереса к вам и вашему ребенку, это должно насторожить. 

Вы имеете право задать воспитателю любые тактичные вопросы. Спросите его про образование, хобби, опыт работы. «Если вы пришли в частный сад, а воспитатель работал в государственном, спросите, что не устроило», — рекомендует Татьяна.

Можно спросить, почему он работает с детьми, почему именно в этом саду, что нравится или не нравится в работе. «Как правило, нравится то, что связано с сильными сторонами его работы, а не нравится — со слабыми», — отмечает психолог.

«Вопросы о том, что именно воспитатель делает с детьми в течение дня, много ли сложных детей — тоже не лишние. От искреннего человека вы получите искренние ответы. Шаблонные ответы, избегание контакта глаз, слова «всегда» и «никогда» часто говорят о неискренности. А тем более уход от прямых ответов. Ну и понятно, что невозможность точно ответить на вопрос или рассказ о большом количестве трудных детей, скандальных родителей, негативные отзывы о коллегах или других садах должны вас насторожить», — считает Татьяна. 

А что касается просьб обратить внимание на особенности ребенка (например, малыш еще не приучен к горшку), то здесь важно учесть реальную загрузку воспитателя. 

«Если в группе 20 человек — это становится почти нереальным. Детей, не имеющих навыков опрятности или требующих повышенного внимания по другим причинам, должно быть не больше 8–10», — объясняет Татьяна.

4. Внешний вид — «удобный» для игры.

Внешний вид воспитателя важен по нескольким причинам:

Безопасность. Недопустимы неряшливость, длинные распущенные волосы, длинные ногти, крупные украшения с острыми краями, обувь на каблуках — это опасно для детей.

Личный пример. Дети учатся у нас, подражают. Явная неопрятность, неприятные запахи, агрессивная символика на одежде, подчеркнутая эротичность во внешнем виде — не для детского сада. Курящий воспитатель, по мнению психолога, также не вариант. 

Воспитатель должен быть готов играть с детьми. «Только в игре дети познают мир и обучаются. И это точно не сидение за столом. А потому удобная одежда и обувь — стандарт воспитателя», — уверена Татьяна.

«Если воспитатель выглядит как советская чиновница — узкая юбка, прическа, каблуки, вряд ли она побегает или попрыгает с вашим малышом, посидит с ним в палатке, спустится с горки или полежит с книжкой на ковре», — отмечает психолог.

В то же время, по мнению Татьяны, яркий маникюр, джинсы, пирсинг, тату — это частые атрибуты внешнего вида современной девушки, вызывающие интерес и расположение у детей («это круто»), и часто говорящие о креативности их обладательницы. 

«Главное, все в меру и безопасно для детей», — подчеркивает психолог.

5. Образование — не ниже среднего специального. 

«Знаю прекрасных воспитателей с техническим, лингвистическим образованием и плохих с педагогическим и психологическим», — отмечает Татьяна.

А вот возраст, по мнению психолога, значения не имеет: «Главное — любовь к детям, грамотная речь, позитивный настрой и активность». 

Когда Татьяна работала директором частного детского сада, она выбирала сотрудников по следующим критериям:

  • уважение и любовь к детям и людям в целом;
  • осознанное желание работать с детьми;
  • ответственность;
  • доброжелательность; 
  • оптимизм;
  • грамотная речь и богатый словарный запас;
  • хорошее воспитание;
  • эрудиция;
  • и немного детства в душе. 

«Детский сад — это не место хранения детей. Выбор сада и воспитателя очень важны, потому что именно в саду ребенок получает первые навыки построения отношений с детьми и взрослыми. Уважение, понимание и любовь — это должен дать ребенку хороший воспитатель», — подводит итог психолог.

Автор: Юлия Шило