Мозок Новини

Роль цвета в жизни ребенка

В оформленных в соответствии с требованиями к цветовой гамме детских комнатах вашим детям должно быть тепло, спокойно и радостно. А для достижения такого эмоционального комфорта, конечно же, требуется нечто большее, чем тщательно и со вкусом подобранные тона стен, цвета одежды и игрушек.

Какие цвета влияют на детей положительно и успокаивают, а какие — возбуждают

Успокаивающее воздействие на ребенка оказывают мягкие, пастельные тона: светло-зеленый, салатовый, бледно-желтый, бежевый, светло-голубой. Возбуждают нервную систему все яркие цвета. Наиболее будоражит психику малыша ярко-красный, но здесь нет жестких правил. Казалось бы, все ясно: для гиперактивного ребенка желательны тона, способствующие расслаблению и уравновешенности. Например, успокаивающий голубой, ослабляющий возбуждение светло-зеленый. 

А для пассивного, неэмоционального малыша подойдут цвета, стимулирующие активность, поднимающие настроение. На самом деле все не так просто. Нужно учитывать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Не стоит думать, что, окружив замкнутого мечтателя яркими тонами, можно сделать его веселым и подвижным. Нужно искать истинные причины того или иного состояния и настроения малыша.

Можно ли по цвету, который выбирает ребенок для рисования, определить его настроение?

Действительно, существует несколько психологических методик по определению эмоционального состояния маленького человека с помощью предпочитаемого им цвета. Но нельзя сказать, что черный — всегда цвет депрессии, оранжевый — радости и т. д. Цветовые предпочтения ребенка бывают индивидуально обоснованными.

Однако элементы некоторых методик для определения эмоционального состояния ребенка с помощью цвета можно применить и родителям в домашних условиях.

Например, после того как малыш что-то нарисовал, предложите ему выбрать тот карандаш (желательно, чтобы их было не больше восьми), который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения чада. Предложите ребенку найти самый красивый из оставшихся цветов — и так до последнего карандаша. Выбранные ребенком три первых карандаша можно считать цветами эмоционального благополучия. Следующие три — цветами эмоционально нейтральными. А вот те, которые малыш выбрал в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие. 

Цвет детской

Выбирая цвета обоев, покрытия, мебели для детской, необходимо помнить, что их  не должно быть много. Также  они не должны быть яркими. Это будет провоцировать психоэмоциональное возбуждение ребенка. Лучше использовать пастельные (нежно-желтый, бежевый, бледно-голубой, светло-зеленый, розовый) тона, учитывая, что детская комната чаще всего является еще и спальней для малыша. Если цветовая гамма комнаты будет слишком яркой, насыщенной и жизнерадостной, ребенку будет трудно успокоиться и заснуть. Нежелательны и темные тона — насыщенный синий цвет может вызывать у чувствительного, эмоционального крохи неосознанное чувство тревоги.

Игровая зона может «активизировать» ребенка. Для этого лучше использовать на фоне спокойных основных тонов в качестве контрастных цветовых пятен яркие игрушки, картины, вставки на обоях. 

Если малыш выбирает для рисования мрачные цвета

Прежде чем делать какие-то выводы, побеседуйте с ребенком, обсудите то, что он нарисовал. Конечно, если малыш систематически, при наличии разноцветных карандашей, предпочитает рисовать одним черным или коричневым, на это следует обратить внимание. Но если ребенок раз в неделю нарисовал нечто в темных тонах и логически это объяснил, то здесь нет повода для беспокойства. Порой из разговора с ребенком становится ясно, почему маленький художник отдал предпочтение именно этому цвету и как соотносятся избираемые цвета с его настроением. Возможно, «мрачный» цвет просто соответствовал художественному замыслу ребенка. При анализе детского рисунка помимо избранного цвета значимы детали. 

Оттенки, которые радуют малышей в разные годы жизни

Часто приходится слышать, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. На сетчатке новорожденного отображается та же «картинка», что и на сетчатке взрослого человека. Однако фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета. Замечено, что к годику дети чаще всего предпочитают желто-зеленые тона. Оттенки окружающей чадо обстановки, игрушек в этот период должны быть спокойными, даже однотонными.

Например, первые пирамидки для ребенка до полутора лет изготавливают из колец одного цвета. Ребенок охотно возится с этой игрушкой, не замечая однообразия. Для ребенка в возрасте 2–3 лет можно рекомендовать разноцветные игрушки. Желательно, чтобы не было обилия цветов — достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий. К шестилетнему возрасту малыши обычно начинают предпочитать яркие краски. Кроме основных цветов они интересуются и дополнительными — оттенками розового, фиолетовым, бирюзовым.

Хорошо, если в комнате дошколенка были игрушки основных цветов. Так ребенок сможет выучить их названия. 

Девочек привлекает розовый цвет, а мальчиков — светло-коричневый. Так ли это? Почему именно эти цвета?

Психологи утверждают, что на цветовые предпочтения девочек и мальчиков оказывают влияние общественные стереотипы. Начиная с роддома, малышку сопровождает розовый, а будущих мужчин — голубой цвет. Если обратить внимание на полки в игрушечных магазинах, то мы увидим, что в куклах Барби, кукольной мебели, наборах детской косметики в большинстве случаев преобладает розовый цвет; в игрушках для мальчиков (роботы, машины, оружие) — темные краски. В одежде данная цветовая гамма тоже достаточно выражена. 

Если малыш постоянно рисует темными красками, играет с темными игрушками — не считается ли это отклонением?

Конечно, если ребенок проявляет постоянство в выборе темных тонов, это повод для родителей посоветоваться со специалистом-психологом. Оно может говорить о наличии у малыша страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.

Иногда рисование черной краской может быть первым сигналом ухудшения зрения ребенка. В таком случае, он выбирает наиболее контрастный цвет.

У трехлеток черный цвет может означать протест. Малыш может нарисовать рисунок, а потом закрасить его черным от огорчения, что не смог выразить на бумаге то, что хотелось. Тем не менее чаще всего рисование в темных тонах отражает определенную проблему у детей старше четырех лет. У более маленьких выбор черной или темной краски может и не иметь скрытого смысла. Если ничего в поведении малыша вас не настораживает — он спокоен, хорошо засыпает, не проявляет повышенной нервозности и плаксивости, то можно не спешить с выяснением причин его «художественной методики».