Авторитет или авторитарность?
Новости Семья здорового человека

Авторитет или авторитарность?

Слова «авторитет» и «авторитарность» имею общие латинские корни — они обозначают «власть, влияние». Однако в их трактовке присутствуют и существенные различия.

Авторитет

Действительно, авторитет родителя — это власть над ребенком, однако в более демократичном понимании. Такая власть не подкрепляется силой, давлением, шантажом и другими подобными методами. Она основана на безусловном уважении ребенка к родителю, желании следовать за ним и подражать ему.

В семьях, где родители пользуются авторитетом, отношения с детьми близкие и доверительные. Ребенок обращается за советом и помощью к взрослому, охотно его слушается, серьезно относится к замечаниям и стремится заслужить похвалу. Но самое главное, ребенок искренне любит родителя и доверяет ему, а не боится. Во взрослой жизни он будет копировать образ жизни родителей, их ценностные ориентиры.

Авторитарность

Авторитарность — это жесткая власть. Для нее характерны подавление, доминирование сильного над слабым. При таком режиме в семье все общение с ребенком происходит в формате приказаний и команд.

В авторитарной семье ребенок в принципе не имеет права выбора — решение принимается за него, а он лишь выполняет директиву. Такие дети при переходе во взрослую жизнь сталкиваются с большими проблемами: неумением отстаивать личные границы, слабой волей, отсутствием понимания собственных потребностей.

Психологи, работающие с детьми, живущими в авторитарных семьях, выяснили, что атмосфера контроля и жесткости ограничивает их развитие, не дает возможности для самосовершенствования. У таких подростков преобладает заниженная самооценка.

Сложно выделить плюсы такого режима, кроме того, что родитель может быть уверен наверняка в полном подчинении ребенка. Но это сомнительный плюс. В авторитарной системе выше вероятность обманов и недоговорок, сильнее стремление вырваться из-под гнета власти.

Авторитет — залог выживания маленького человека

Очевидно, что для родителя важно сформировать для ребенка среду с сильным авторитетом взрослых, а не подавлять детскую волю, стремясь получить полный контроль.

Согласно теории привязанности, авторитет не надо специально создавать. Он предусмотрен в природе изначально как залог выживания маленького человека в «большом и опасном мире». Ребенок подсознательно чувствует, что безопаснее подражать старшим, слушаться их. Самое важное здесь — не подорвать авторитет, не нарушить привязанность. Но как это сделать, не перейдя границы?

Главное, что стоит запомнить мамам и папам: ребенок такая же личность, как и все, поэтому ему надо демонстрировать поведение, которое вы хотели бы наблюдать в окружающих людях. Уважайте его, соблюдайте его личные границы. Можно привести такие конкретные рекомендации:

  1. Не используйте в воспитании методы шантажа, манипулирования, угроз. Не навязывайте свою безоговорочную позицию.
  2. Оставляйте ребенку личное пространство, где он учится принимать решения самостоятельно. Дайте ему возможность обратиться к вам за помощью или советом.
  3. Чаще проводите время вместе. Демонстрируйте на своем примере, как себя ведет взрослая самодостаточная личность.

Это все прекрасно отображено в словах А. П. Чехова, который писал: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения».