Как отвечать ребенку на вопросы о смерти, преступниках и бедности
Новости

 Как отвечать ребенку на вопросы о смерти, преступниках и бедности

Говорить с детьми о несовершенстве мира сегодня не принято. Тема смерти, преступности, бедности, несчастий и катастроф превратилась в табу под влиянием Фрейда и французских психоаналитиков. Только информационная изоляция и наивное неведение ни к чему хорошему не приводят.

«А я тоже умру?»

Надо понимать, что дети воспринимают смерть немного по-другоме, чем взросліе: гораздо легче и проще. У них ведь еще мало жизненного опыта. Поэтому постарайтесь рассуждать примерно в таком ключе: «Да, все живые существа когда-нибудь умирают. Но с тобой это случится еще очень нескоро, поэтому тебе переживать не стоит. Люди ведь живут долго-долго, а умирают чаще всего от болезней, когда становятся старенькими-престаренькими. Так что сначала ты станешь взрослым, потом у тебя появятся дети, потом внуки, потом правнуки».

Если вы верите в прогресс, почему бы не приукрасить будущее? Это будет весьма кстати. «Сейчас и врачи, и ученые пытаются придумать новые лекарства, чтобы человек жил еще дольше. И у них кое-что уже получается. Возможно, когда ты вырастешь, люди станут бессмертными».

«Почему на свете есть преступники?»

Ребенку полезно знать, что все люди разные и некоторые думают и поступают не всегда хорошо. Да, это знание вызывает тревогу, но именно тревогу оно и должно вызывать. Не стоит переживать, что от такой правды ребенок начнет бояться каждого встречного и его базовое доверие к миру подорвется.

Ваша задача — научить его грамотно ­действовать ­­в ­критических ситуациях. Именно «уроки безопасности» помогут пережить тревогу и уберегут от беды. Посыл у ваших инструкций должен быть такой: если ты все будешь правильно делать, с тобой ничего плохого не случится. «Чтобы вор не смог ничего украсть, мы не носим ценные вещи в рюкзаке за спиной», «Если ты увидел сумку без хозяина, сразу скажи мне. Мы с тобой отойдем подальше, и с нами все будет в порядке», «Если за тобой в сад пришел человек, который раньше тебя никогда домой не отводил, даже если это моя подруга или папин друг, скажи об этом воспитателю», «У террористов нет цели убить детей. Они хотят заставить взрослых выполнить их требования. Если ты будешь делать так, как тебе говорят, то позже приедет полиция и тебя спасут».

«Почему у этого дяди нет ног?»

Ребенку полезно понимать, что люди, которые от нас сильно отличаются, тоже имеют право на жизнь в этом обществе и что их здесь уважают и принимают. К тому же у них можно многому научиться, потому что каждый человек уникален. Безусловно, инвалиды живут другой жизнью и у нее свои особенности. Но мы должны проявлять чуткость. Если мы научимся уважать чужие интересы, тогда и окружающие будут терпимо относиться к нам, ведь мы тоже не идеальны. На этом понимании базируется толерантность в обществе, а она напрямую связана с толерантностью к окружающим, близким, друзьям, а также к самому себе и своим собственным недостаткам.

Такие разговоры потом уберегут ребенка от многих разочарований и травм. Ведь в подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью наступит обязательно. 

«Мама, мы что, бедные?»

Расскажите ребенку, что у одних семей бюджет больше, а у других — чуть поменьше. Связано это прежде всего с системой приоритетов, а они у всех разные. «Мы не покупаем тебе все игрушки, которые ты просишь, не потому, что у нас нет денег, а потому, что у нас есть определенный бюджет. Мы тратим деньги на это, на это и на это. А еще откладываем часть средств, потому что нам важно то-то и то-то. Возможно, у родителей твоего друга уже есть дача, а у нас ее еще нет».

И хорошо бы донести до ребенка мысль, что далеко не все люди, которые зарабатывают мало, глупые или неуспешные. Большинство из них просто не хотят заниматься нелюбимым делом, и скромный доход их устраивает. «Да, я могу зарабатывать больше, но тогда мы с тобой не будем видеться: я буду уходить из дома очень рано и приходить за полночь, а в выходные у меня не будет сил играть с тобой. Я так не хочу». Так вы познакомите его с системой ваших ценностей. А в заключение можно добавить: «Если ты захочешь выбрать себе более прибыльную профессию, пожалуйста. 

Читайте также: С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного.