О биологических компонентах музыкальности и связи музыкальных способностей с генотипом
Биологические факторы, влияющие на музыкальность
Уже на основании исторических свидетельств можно предположить, что некоторые стороны музыкальности могут быть обусловлены наследственностью. Достаточно вспомнить семью Бахов, в которой в нескольких поколениях родилось более 50 известных музыкантов и композиторов. Из научных свидетельств можно обратиться к исследованиям близнецов.
Одно из первых исследований музыкальных способностей близнецов было проведено в 2001 году. Оно показало, что способность распознавать фальшивые ноты в мелодии наследуется на 70–80%. Кроме того, новые исследования продемонстрировали тот же результат, хотя похоже, что влияние наследственности на восприятие частот выше, чем на восприятие ритма.
Базовые музыкальные способности, такие как распознавание тонов и ритмов, формируются в возрасте около 10 лет. Тем не менее, более поздние занятия музыкой мало влияют на основные навыки восприятия, хотя и могут улучшить музыкальную развитость. Это подкрепляет теорию о том, что музыкальность человека в основном определяется его генотипом. Вместе с тем важно различать музыкальные способности и мастерство, которое мы видим у профессиональных исполнителей. Конечно, никто не достигает высочайшего уровня исполнения без долгого и упорного труда. Необходимы тысячи часов практики, чтобы стать музыкантом мирового уровня. Но, как уже упоминалось выше, мотивация заниматься долгие часы напролет сама по себе отчасти зависит от генотипа.
Музыка и эмоции
Несмотря на то что некоторые исследователи по-прежнему спорят, вызывает ли музыка у нас эмоции (некоторые утверждают, что мы только распознаем эмоции, которые выражает музыка), появляется все больше свидетельств в пользу того, что музыка действительно может пробудить в слушателях чувства. Можно выделить несколько механизмов, по которым музыка вызывает эмоции. Один из них — ассоциативная память. Песня, которая играла во время первого свидания пары, становится «их песней». Другой механизм — эмоциональное заражение. На слушателя могут повлиять жесты и реакции окружающих его людей, включая исполнителей. Эти механизмы не зависят от конкретных акустических и музыкальных особенностей произведения.
Громкая или быстрая музыка ощущается как более психологически возбуждающая, чем тихая или медленная. Также есть характеристики, определяемые культурными особенностями. Например, это связь между мажорной тональностью и радостью и минорной тональностью и грустью, которая часто обнаруживается в западной музыке.
Таким образом, механизмы, определяющие наши эмоциональные реакции на музыку, сложны и могут различаться у разных людей. Они зависят как от культурных особенностей, так и от индивидуальных воспоминаний и ассоциаций с произведением.
В целом уровень психического возбуждения предсказать легче всего. Так как по большей части он обусловлен базовыми, биологическими факторами. Очень громкий звук может указывать на опасность. Кроме того, на необходимость действия, требующего больших энергетических затрат. Неудивительно, что громкий звук может активизировать симпатическую нервную систему, связанную с реакцией «бей или беги». А это мы воспринимаем как повышенную возбужденность. Другими словами, эта реакция происходит быстро и по большей части непроизвольно. Ее может вызвать любой звук, в том числе и громкая или быстрая музыка. Удовольствие же, получаемое от музыки, напротив, крайне сложно предсказать, за исключением общих ассоциаций вроде «мажорная тональность — радость». Поэтому, причина состоит в том, что оно в основном связано с влиянием культуры и индивидуальными особенностями человека.
Связь между музыкальной развитостью и чертами характера человека
Из личностных черт так называемой большой пятерки — экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность, нейротизм — открытость опыту взаимодействует как с самооценкой музыкальной развитости, так и с результатами теста на музыкальные способности (таких тестов очень много в интернете, их можно пройти за 20 минут).
Оценка человека своих черт характера предсказывает его предпочтительные характеристики музыки, такие как уровень психологического возбуждения и удовольствия, получаемого от музыкального произведения.
Расширенные зрачки
Также амплитуда расширения зрачков позволяет предсказать ощущения психологического возбуждения, испытываемые слушателем музыки. Есть связь между увеличением зрачков и тем, насколько музыка важна в жизни человека. Это показывает корреляцию между психофизиологическими реакциями людей и их вовлеченностью в музыку.