Новини

Развитие самоконтроля у детей

Развивать у детей чувство самоконтроля нужно задолго до наступления подросткового возраста, когда найти с ними общий язык будет очень трудно, и они не слишком станут прислушиваться к родительским советам.

С чего нужно начать

Правилам элементарного самоконтроля, как и правилам элементарной вежливости, детей нужно обучать с дошкольного возраста. Маленькие дети еще не разбираются в своих эмоциях и открыто выражают их, вне зависимости от того, где и с кем находятся. Также они любят «истерить» по любому поводу, когда не получают того, чего им так хочется в этой жизни.

Вряд ли в этом возрасте вам удастся научить их управлять своими эмоциями, но дать им понять, что далеко не все их чувства обязательно должны становиться достоянием общественности, вполне реально. Предложите своему ребенку во всех случаях, когда он на что-то злится, обсуждать с вами проблемную ситуацию, а не выплескивать эмоциональный негатив в криках и истериках. Постепенно он должен понять, какие из его чувств достойны того, чтобы быть обнародованными, а какие — нет.

Самостоятельность мышления и действий — основа самоконтроля

Для того чтобы обучить ребенка искусству самоконтроля, вряд ли нужно его чрезмерно опекать, делать и решать все за него. Так вы воспитаете только инфантильного, безвольного человека, не способного на какие-либо проявления самостоятельности.

Гораздо важнее уже с младшего школьного возраста приучать ребенка ко всем существенным «само» — к самостоятельности мышления и действий, самоконтролю и самодисциплине. Особенно это касается мальчиков. Пусть фраза «я сам» станет самой любимой в его лексиконе.

Сложнее всего, пожалуй, научить детей самостоятельному, независимому мышлению, которое является основой самоконтроля. Этим важнейшим качеством могут похвастаться далеко не все взрослые.

Воспитывать самостоятельность мышления у ребенка нужно уже начиная с периода «почемучек». Для этого не нужно сразу давать однозначных ответов на его многочисленные вопросы. Пусть сам попробует над ними поразмышлять и найти на них какие-то ответы. Не беда, что он будет делать ошибки, главное, что он будет пытаться мыслить сам, без чьей-либо подсказки.

Также пусть свободно высказывает вам свое мнение обо всем, что происходит в мире, в стране, в городе, на вашей улице. Поощряйте, если его мнение противоречит вашему и мнению большинства людей. Только так можно воспитать независимую, самостоятельно мыслящую личность.

Если ваш ребенок научится мыслить самостоятельно и независимо, то ему будет гораздо легче контролировать себя, когда сверстники будут предлагать ему что-то неблаговидное, криминальное или опасное для здоровья. Он не будет следовать стадному инстинкту, когда кто-то предложит попробовать покурить или сделать селфи на крыше вагона электрички.

Обладая самостоятельным независимым мышлением и адекватной самооценкой, он также сможет легко контролировать себя в каких-то стрессовых ситуациях, когда кто-то будет его оскорблять или провоцировать на драку. Никакое негативное влияние извне в этом случае не сможет сбить его с пути истинного.

Спорт — одно из лучших средств развития самоконтроля и самодисциплины

Если вы вовремя отдадите своего ребенка в подходящую спортивную секцию, то уже очень скоро заметите у него позитивные изменения не только в физическом, но и в психологическом плане.

Чемпионами становятся единицы, но все, кто серьезно занимается спортом, приобретают на всю жизнь не только полезные физические навыки и свойства, но и важный психологический набор: самоконтроль, самодисциплину, знание своих сильных и слабых сторон, целеустремленность, способность напряженно трудиться для достижения цели. 

Уроки эмоциональной грамотности

Вся наша жизнь, по сути, построена на эмоциях, но ни в одной школе и ни в одном университете нас не учат в них разбираться. Восполнить этот пробел и провести для своего ребенка несколько уроков эмоциональной грамотности должны его родители.

С младшего школьного возраста учите ребенка правильно распознавать свои эмоции и понимать причины их появления. Когда он немного повзрослеет, объясните ему, что избавиться от отрицательных эмоций в этом мире невозможно даже на необитаемом острове. Искусство заключается в том, чтобы эффективно ими управлять и направлять их огромную энергию в нужное русло.

В какой бы стрессовой ситуации человек ни оказался в жизни, он ни в коем случае не должен принимать никаких серьезных решений, находясь под воздействием отрицательных эмоций. Прежде всего, он должен успокоиться. Нужно проанализировать все минусы и плюсы сложившихся обстоятельств и только потом что-то решать. Это основное правило эмоциональной грамотности. Оно позволяет избежать множества глупостей, которые в нашем мире совершаются под воздействием отрицательных чувств.

Превращаем негативное в позитивное

Второе важное правило эмоциональной грамотности, которому вы можете обучить своего ребенка, заключается в том, что любые негативные эмоции нужно научиться превращать в нечто позитивное. Например, отрицательные эмоции могут стать отличным топливом для усиленных занятий спортом, бунтарского творчества, усиленной работы по самосовершенствованию и т. д.

Объясните ребенку, что любые эмоции — это своеобразный «допинг». Его можно расходовать для достижения того, на что мы в обычном, спокойном состоянии, как правило, не способны, и его нужно использовать во благо, для достижения чего-то позитивного.

Естественно, подростку нужно подавать соответствующий позитивный пример. Если вы сами не в состоянии контролировать свои негативные эмоции, то как вы можете требовать этого от своего ребенка?

Важно научить его контролировать не только свои эмоции, но и мысли, которые во многом определяют наше настроение. Если он будет мыслить позитивно, то и взгляды на жизнь у него будут соответствующие.

В любом случае, к подростковому возрасту ваш ребенок должен понять, что если он сам не научится контролировать свою жизнь, то это будет делать кто-то другой.