Отношения

Как проявляют любовь дети в разном возрасте

Как-то я была свидетелем одной очень грустной истории. Маленькую девочку, примерно лет шести, забирали в детский дом. Я объясняла девочке, куда и почему ее забирают. В убитой квартире находилась мать ребенка с пьяным отсутствующим взглядом. Девочка была в истерике и не хотела уходить от матери. Она вцепилась руками в ее ногу и просила не забирать. Это было одно из самых ужасных зрелищ в моей жизни. Больше всего меня впечатлило то, что ребенок хотел быть с матерью. Несмотря ни на что, девочка кричала, что любит ее. 

Название этой сцены — «безусловная любовь». Ребенок любит свою мать просто за то, что она мать. НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. Глядя на такие семьи, понимаешь, нам — внимательным и любящим родителям — можно быть спокойными, нас-то дети точно любят. Но поскольку мы за осознанное родительство и все-таки хотим разобраться, что происходит с нашими детьми, давайте рассмотрим тему подробнее и поговорим о том, в чем нуждаются дети на разных этапах своего развития, как они хотят получать любовь от нас и как проявляют ее сами.

Дети от 0 до 6 месяцев 

Самый важный период в формировании личности ребенка и его привязанности. В этот момент ребенок нуждается в близости со значимым взрослым, зачастую это мама (теория привязанности Боулби). Он чувствует полное слияние с матерью или взрослым, который опекает его, и еще не может отделить себя от такого взрослого. 

Не зря в этот период рекомендуют кормить ребенка грудью — этот процесс обеспечивает кроху не только едой, но и эмоциональной связью с матерью. Не стоит переживать, если кормить грудью не выходит. При кормлении из бутылочки, если вы находитесь рядом, связь тоже будет налажена. В этом возрасте ребенок очень нуждается в постоянных прикосновениях и физической близости с матерью. 

Проявлять какие-либо чувства малыш еще не умеет, а только оповещает плачем о своих потребностях (есть, спать, быть на руках). Ребенок пока еще требует любви, а не проявляет ее сам.

От 7 месяцев до 1 года

Период, когда у ребенка формируется социальная разборчивость. Значимых близких он уже выделяет и узнает. Зачастую такими людьми являются мама, папа и все те, кто находится с малышом длительное и постоянное время. Свои чувства он проявляет улыбкой и радостными визгами, когда видит социально значимого человека. 

В этом возрасте ребенок уже активно пробует разную еду. Именно сейчас мама, как правило, готова оставлять его с кем-то. Важно, чтобы ребенок находился с тем, кого давно знает. Также этот период характеризуется отделением от матери. Потребность быть с матерью еще есть, но она ослабевает. Около года малыш начинает ходить и тем самым делать что-то самостоятельно, изучать окружающий мир. Задача родителей — позволить ребенку его безопасно изучать.

2–3 года

Ребенок учится понимать свои чувства, проявлять любовь. В этом возрасте уже может делиться едой, игрушкой с теми, кто ему нравится, говорить слова любви. Ребенок готов сам подойти и обнять, если у него появляется такое желание. В этом возрасте обычно дети идут в сад и учатся взаимодействовать с другими детьми. Их социальный круг общения расширяется. 

Это непростой этап, часто он совпадает с кризисом трех лет, и родителям следует запастись терпением. Важно быть последовательными в своих решениях и всячески показывать принятие своего ребенка даже в момент истерик, давать малышу понять, что его любят любым. Это важно и для формирования эмпатии у детей.

4–6 лет

Период усвоения социальных норм. Ребенок сейчас нуждается в поддержке и признании, а также в уважении. Дети могут признаваться в любви папе, маме, влюбляться сами.

С этими чувствами стоит обходиться бережно — не обсуждать это с посторонними, не высмеивать ребенка, который рассказывает о своей влюбленности, допустим в саду, и не обесценивать его чувства.

7–9 лет

Последний этап детства перед первым подростковым кризисом. Самый благоприятный период для обучения. Важно сохранить и поддерживать интерес ребенка в его склонностях и умениях. Хорошо при общении с детьми подчеркивать их исключительность, находить, в чем их способности, и помогать их развитию. Этот период характеризуется еще и отторжением противоположного пола. Девочки больше дружат с девочками, а мальчики — с мальчиками. 

В этом возрасте присутствует много стеснения перед противоположным полом. Это связано и с тем, что дети не знают, как проявлять свою симпатию. Они уже хорошо социализированы, и любовь к противоположному полу воспринимается как нечто запретное.

В возрасте 8–9 лет дети начинают просить родителей отпустить их руку, не целовать при других детях. Важно уважать эту просьбу и не смущать ребенка. Именно сейчас дети могут быть очень чуткими, чувствовать настроение других и готовы искренне проявлять любовь по отношению к близким, говорить слова любви, делать что-то по-настоящему приятное.

10–12 лет

Период полового созревания. Сложный кризисный период, когда дети вступают в подростковый возраст. Ребенку важно получать принятие, внимание и уважение к установленным им границам. Часто родители жалуются, что дети как будто отвергают их. Для меня это похоже на то, что и само детство вроде как отвергает ребенка. Он чувствует себя где-то между еще не взрослым, но уже и не ребенком. 

Часто от родителей можно услышать: «Не делай так, ты уже взрослый» или наоборот: «Не дорос еще, тебе это делать рано». И тогда действительно становится непонятно: кто же ты, где ты? В этом возрасте детям свойственна некоторая агрессия и сложность в проявлении своих чувств, так как и чувства становятся непонятными и ощущаются по-другому. Тогда родителям стоит настроить свою чувствительность, иметь уважение к границам детей, а также ненавязчиво проявлять заботу и любовь. Подросткам сейчас как никогда важно знать, что родные их любят и принимают разными.

13–16 лет

Детский аналитик Франсуаза Дольто пишет о подростках так: «Он желает любви и одновременно боится ее». Эта фраза как нельзя лучше характеризует данный период. Родителям важно проявлять свои чувства уже ко взрослым детям, но не требовать проявления чувств с их стороны. Сейчас мальчики и девочки внутренне действительно очень хрупки. 

По данным исследования, свой первый сексуальный опыт 25% девочек и 40% мальчиков приобретают именно в возрасте от 13 до 17 лет. Так что ответственность этот опыт сделать наиболее безопасным лежит на нас, как бы мы внутренне не сопротивлялись таким ранним интимным отношениям. 

Тут еще раз нужно напомнить родителям о доверии и о том, как важно ребятам в этом возрасте чувствовать себя безопасно и не думать, что их осуждают. Если к вам приходят дети с вопросами о сексе и отношениях, не игнорируйте их, выслушайте. Не стоит обесценивать чувства подростка, когда, как вам кажется, он влюбился не в того. Помните, такая позиция может негативно сказаться на доверии к вам сына или дочери.