Спецпроект

Новый закон «О среднем образовании»: что планирует изменить Министерство образования

Министерство образования и науки Украины вынесло на общественное обсуждение проект закона «О среднем образовании».

Документ определяет правила поступления ребенка в школу, запрещает любые платные мероприятия во время образовательного процесса и определяет продолжительность обучения в школе и сколько должен длиться урок для каждого класса.

«Українська правда. Життя» рассказывает о части новаций, которые ожидают украинцев в случае принятия законопроекта.

Так документ определяет, что есть три уровня полного общего среднего образования: начальная (первые четыре года в школе), базовая (еще пять лет в школе) и профильная (еще три года).

Есть разные формы, по которым можно получить полное среднее образование.

Это: очная (дневная), дистанционная, сетевая, семейная (домашняя), индивидуальная, в том числе экстернатная, а также вечерняя (на уровнях базового и профильного среднего образования).

Профильное среднее образование можно получить по академическим или профессиональным направлениям.

Поступление в школу

Каждый ребенок имеет право получать начальное и базовое среднее образование в наиболее доступном и приближенном к месту его проживания учебном заведении (его структурном подразделении).

Если вы живете на территории обслуживания, за которой закреплена школа, вы имеете право получить там начальное и базовое среднее образование (если это не частная школа). Но можете выбрать и другое образовательное учреждение.

Чтобы правильно и эффективно распределить территории и школы, которые к ним прикрепят, местная власть должна вести учет детей дошкольного и школьного возраста, учитывать способность каждой школы и демографическую ситуацию на этой территории.

И, если надо, создать дополнительные классы.

В школе должно быть столько первых классов, чтобы начальное образование могли получить все дети, которые живут на территории обслуживания школы.

Обязательно должны соблюсти требования по наполняемости классов.

В начальную школу должны зачислять без конкурса, кроме заведений специализированного образования и частных школ.

Детей с территории обслуживания школы, тех, которые имеют в ней братьев или сестер, а также детей работников этого учебного заведения причисляют для получения базового среднего образования без конкурса.

В старшую и профильную школу в МОН предлагают зачислять на основании годового оценивания результатов обучения и государственной итоговой аттестации.

Зачислять детей в школу можно по конкурсу при условии, если это не нарушает право учащихся, получивших в этой школе начальное образование, продолжать учебу в ней. А также при условии, что количество поданных заявлений о приеме превышает общее количество свободных мест в классах.

А вот чтобы поступить в школу для получения профильного среднего образования (академического или профессионального направления), нужно пройти конкурс.

Территория обслуживания может не закрепляться за:

Лицеями, обеспечивающих получение исключительно профильного среднего образования, и другими учреждениями образования, обеспечивающими получение профильного среднего образования. Государственными, частными и корпоративными учебными заведениями. Заведениями специализированного образования. Специальными учреждениями общего среднего образования.

Образовательный процесс

Образование в начальной и базовой средней школе организуют по таким циклам: первый цикл начального образования – адаптационно-игровой (1-2-й классы); второй цикл начального образования – основной (3-4-й классы); первый цикл базового общего среднего образования – адаптационный (5-6-й классы); второй цикл базового общего среднего образования – базовое предметное обучение (7-9-й классы).

Сколько будет длиться обучение в школе

Ученики должны начинать обучение в День знаний – 1 сентября. А заканчивать не позднее 1 июля следующего года. Если 1 сентября приходится на выходной, учебный год начинается в первый за ним рабочий день.

Продолжительность учебного года должна составлять: в начальной школе (1-4-м классах) – не менее 720 учебных часов, в гимназии (5-9-м классах) – не менее 890 учебных часов. В лицее (10-12-м классах) – не менее 1110 учебных часов.

Продолжительность учебного года для лиц с особыми образовательными потребностями может быть продлена в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка.

Структура и продолжительность учебного года, учебной недели, дня, занятий, отдыха между ними, формы организации образовательного процесса определяются педсоветом школы.

Сколько будет длиться урок

Первоклашек нельзя учить в классе без перерыва более 35 минут. 2-4-й классы нельзя держать дольше 40 минут, а 5-12-й классы – не более 45 минут. Ученики должны иметь не менее 30 календарных дней каникул.

Сколько учеников может быть в классе

В классах должно быть не менее 5 учеников и не более 30. Если учеников мало для образования класса, они могут продолжить обучение в своей школе по одной из других (кроме очной) форм получения полного общего среднего образования или в другой школе.

Распределяет учащихся одного года и наполняемость классов директор самостоятельно, либо определяет порядок этого распределения. Чтобы лучше учить отдельные предметы, класс могут делить на группы от 8 до 15 детей. А если есть финансирование, можно разбивать класс и на группы с меньшим количеством детей.

По письменным обращениям родителей учеников директор школы решает, надо ли создать группы продленного дня. Эти группы финансирует основатель школы или их оплачивают из других средств, не запрещенных законодательством.

Чтобы лучше организовать учебный процесс, школы могут формировать классы или группы.

Например, на классы с углубленным изучением отдельных предметов, а также специальные и инклюзивные классы для организации и обеспечения качественного обучения детей с особыми образовательными потребностями и тому подобное.

Если ребенок заболел и оказался на стационарном лечении в медучреждении, тогда право на образование ему должны обеспечить или школа, на территории обслуживания которого находится врач, или другая школа по выбору ребенка или его родителей и согласованию с администрацией заведения.

Тогда определяют форму получения образования, утверждают индивидуальный учебный план или определяют другой наиболее благоприятный для ребенка способ получения образования.

Если ученик или учитель живет в селе более чем в 3 км от школы, то местная власть должна обеспечить подвоз их в школу с предварительно определенными остановками.

Возить в школы должны школьным автобусом или иным транспортом, или регулярными перевозками за средства местных бюджетов.

Дети с особыми образовательными потребностями и дети с инвалидностью, которые по состоянию здоровья не могут быть в школе, получать образование в формах получения полного общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, обеспечиваются педагогическим патронажем.

Как будут оценивать школьников

Школа может выбрать свою форму оценки текущих и семестровых успехов учащихся.

Хочет – может использовать 12-балльную шкалу. Хочет – может создать собственную систему оценивания.

Годовое оценивание и государственная итоговая аттестация осуществляются по 12-балльной шкале и отражаются в свидетельстве, которое выдают ученику ежегодно.

Если школа выберет другую систему оценивания, не 12-балльную, то она должна создать правила перевода потом своей системы в эту.

Образовательную программу школы одобряет ее педсовет и утверждает директор.

Школа имеет право аккредитовать образовательную программу, разработанную другими юридическими и/или физическими лицами. Ее должно утвердить МОН, чтобы подтвердить, что программа может научить учеников так, чтобы они выполнили ГОСТ.

Образовательная программа государственного и коммунального заведения не может реализовываться или обеспечиваться (полностью или частично) за счет родителей и/или учеников.

Запрет платных услуг в образовательном процессе

Документ запрещает дискриминацию в школе.

Ни одного ребенка не могут ущемлять, его нельзя ограничивать или привалировать в образовательном процессе.

Ребенка не имеют права ограничивать в праве участвовать в мероприятиях, проводимых в школе, только потому, дал он или нет благотворительную помощь учебному заведению.

Во время образовательного процесса в государственных и коммунальных учебных заведениях не имеют права проводить любые платные мероприятия (экскурсии, мастер-классы, тренинги и т. д.) или предоставляться другие платные услуги.

При исчислении заработной платы продолжительность учебного часа составляет в первых классах – 35 минут, вторым-четвертых классах – 40 минут, пятых-двенадцатых классах – 45 минут.

Язык в школе

Статья 5 определяет, что языком образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования является государственный язык. То есть украинский.

Поэтому каждый выпускник школы должен свободно разговаривать по украински.

Нацменьшинствам и коренным народам гарантируют право изучать язык своего народа или нацменьшинства в коммунальных и корпоративных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

Они имеют право на образование на языке своего коренного народа или нацменьшинства наряду с государственным языком.

Такие ученики получают начальное образование на украинском языке в объеме не менее 10% годового объема учебного времени с постепенным увеличением до 20%.

Национальные меньшинства, языки которых являются официальными языками Европейского Союза, и хотят получить свое право на образование в украинской школе, должны получить: базовое среднее образование на государственном языке в объеме не менее 20% годового объема учебного времени в 5-м классе с ежегодным увеличением такого объема (не менее 40 процентов в 9-м классе), профильное среднее образование на государственном языке в объеме не менее 60% годового объема учебного времени.
Дети из национальных меньшинств получают базовое и профильное среднее образование на государственном языке в объеме не менее 80% годового объема учебного времени.

Перечень предметов для изучения государственного языка и языка нацменьшинства определяется образовательной программой школы по требованиям госстандартов и с учетом особенностей языковой среды.

Детям, которые хотят учиться на языке своего коренного народа или нацменьшинства, откроют отдельные классы с обучением на своем языке наряду с государственным. Это не распространяется на классы с обучением на украинском языке.

Детей с нарушением слуха должны обеспечить украинским языком жестов и обеспечить им изучение украинского языка жестов.

Образовательные программы школ могут предусматривать преподавания одного или нескольких предметов наряду с государственным языком на английском или иным официальным языком Европейского Союза.

Частные учебные заведения могут свободно выбирать язык обучения (кроме учреждений, получающих публичные средства), но они должны научить своих учеников свободно владеть украинским языком в соответствии с госстандартами.

Права школьников

Учеников запрещено привлекать к участию в мероприятиях военизированных формирований, политических партий (объединений), религиозных организаций.

Ученикам могут социально и материально помогать за средства государственного и местного бюджетов, средств юридических и/или физических лиц, других источников, не запрещенных законодательством.

Местные власти могут обеспечивать льготный проезд учащихся в школу и домой. Местная власть сама определяет, сколько она готова на это потратить.

Местная власть должна обеспечивать бесплатным питанием детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с особыми образовательными потребностями, детей, находящихся под социальным сопровождением или в сложных жизненных обстоятельствах, и учащихся 1-4-х классов из семей, которые получают помощь в соответствии с законом «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям».

Документ также предусматривает, что медучреждения вместе с органами управления образованием ежегодно должны бесплатно осматривать учеников, проводить лечебно-профилактические мероприятия во всех школах.

Ответственность за организацию питания учащихся в школе, за соблюдение в них всех требований, в том числе санитарно-гигиенических, несут учредители и директор школы.

Контролировать качество питания учащихся имеют органы здравоохранения.

Права и обязанности родителей школьников

Если родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей, чтобы дети получили полное общее среднее образование, это может быть основанием лишить их родительских прав.

Родители по собственной инициативе и на добровольных началах могут оказывать учебному заведению благотворительную помощь в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Кто может быть директором школы и какие его обязанности

Директором школы может стать гражданин Украины, который свободно знает украинский, имеет высшее образование не ниже магистра, не менее трех лет педагогического и/или научно-педагогического стажа, организаторские способности, физическое и психическое состояние, которое не препятствует выполнению профессиональных обязанностей.

Директора выбирают по конкурсу (это может не касаться частных школ).

Его объявляют учредитель или уполномоченный им орган: сразу, когда решили создать школу, не менее чем за два месяца до завершения контракта с директором, не позднее 10 рабочих дней со дня досрочного прекращения договора с директором или признания предыдущего конкурса таким, что не состоялся.
Объявление о проведении конкурса публикуется на сайте основателя и на сайте школы следующего рабочего дня со дня принятия решения о проведении конкурса.

Для проведения конкурса основатель формирует и утверждает конкурсную комиссию, численность которой должна составлять от 5 до 15 человек.

Учредитель обязан обеспечить видеофиксацию и (по возможности) видеотрансляцию конкурсного отбора с последующим обнародованием на своем сайте видеозаписи в течение одного рабочего дня со дня его проведения.

Срочный трудовой договор с директором укладывают на шесть лет (на два года для лица, которое назначается на должность руководителя).

Один и тот же человек не может быть директором школы более двух сроков подряд (кроме в селах с одной школой).

Вам так же может понравиться