Интервью Новая школа Освіта Спецпроект

Основатель лицея Гранд: «Одно из самых слабых мест реформы — отсутствие учителей»

Чиновники активно рассказывают об успешности реформы образований в Украине: учителя заканчивают курсы подготовки, инновационное оборудование для школ готово, новые правила приема в школу прописаны. Родители в это время обсуждают в соцсетях, как же выбрать школу, что делать с отсутствием желаемой прописки, как же теперь не выбирать учителя ребенку. «Промам»  узнает разные точки зрения о том, что ждет детей и родителей с 1 сентября.

Мы продолжаем проект Новая школа. Уже поговорили с замом мера Анной Старостенко о том, как внедряется реформа образования в столичных школах. Она рассказала о том, что все процессы проходят гладко, учителя адаптируются, хоть и новый подход к обучению пока не всем нравится, а финансирования на все не хватает.

Владимир Спиваковский, основатель лицея «Гранд», рассказал «Промам» о преимуществах и недостатках реформы образования в Украине. Поделился своими мыслями о том, почему качество нововведений желает лучшего, и рассказал, о чем забыли чиновники, когда начинали реформу. Также мы поговорили о реформах в разных странах.

О качестве реформы

Это зависит от целей, которые ставит реформа. Давайте посмотрим, как было в других странах:

Реформа образования в США нацелена на то, чтобы Америка была лучше всех. В Англии — чтобы к ним приезжали учиться со всего мира и оставляли в их бюджете 50 млрд фунтов стерлингов. В Финляндии — чтобы стать лучшей в мире. В Польше — чтобы выровняться с Европой. В Украине — чтобы все сдали ЗНО.

Так что это вопрос амбиций. ЗНО сдадут все, и это тоже будет «качество». Но почему-то выпускники не очень счастливы.

Результатами в мире считаются:

Знания не только фундаментальные, но и современные (у нас такого подхода нет), практические умения-навыки-скиллы, характер, умение обрабатывать информацию, здоровье ребенка, знание языков, компетенции – умение работать в команде, ставить и достигать цели, критическое, позитивное мышление, умение учиться и еще 100 таких умений. Нужно не только провозгласить эти компетенции, но и знать, как ими овладеть и как вставить в учебное расписание.

Похоже, что реформа увлечется самим «своим внутренним процессом» и не сильно будет ориентирована на результаты.

О преимуществах реформы

Из плюсов можно назвать то, что она все-таки началась и учитывает лучшие западные образцы (в частности финский). Реформа началась поэтапно, с пилотных школ и начальной школы, что облегчает и убыстряет первоначальный сложный период. Она предусматривает некоторые  эффективные новые технологии.

Нацелена не только на абстрактные знания, но и на практические компетенции-умения-навыки. Активно включаются интернет-источники информации, помимо бумажных учебников.

О недостатках

Проводится мало разъяснительной работы с чиновниками в областных, районных и городских отделах народного образования. Слепо копируются лучшие западные системы образования — нигде не прижилось, хотя многие страны пытались так делать. Потому что система образования – это не только знания квадратных уравнений и щелочей, но менталитет страны, традиции, история, экономика и цели. А у нас это не совпадает.

Реформа требует много денег, а их мало. И никто не знает, на что их тратить в первую очередь. Неготовность к изменениям школ, директоров, родителей, чиновников и учителей.

Отсутствие пиара лучших реформаторских решений.

О сложностях реализации нововведений

Отсутствует системность и общенациональное движение. Во всех странах, где реформы успешно претворялись в жизнь, все участники активно стремились к улучшениям. Из-под палки реформы не удаются.

Реформа может считаться успешной, если она имеет ответы на семь базовых ключевых вопросов: Зачем учиться?.. Чему учиться?.. Как учиться?.. Кем учить?.. Где учиться?.. Сколько это стоит, и кто должен платить?.. Какой в конце должен быть результат?

Увы, никто этих вопросов не ставит и ответов не ищет.

С чем могут не справиться в школах

Иногда с заполнением «электронных форм» в интернете. С оставшейся с прежних времен отчетностью, отсутствием элементов свободы в учебных планах, с дополнительной нагрузкой учителей без оплаты.

Могут не осилить административное давление, что противопоказано самому духу креативных реформ. Не справиться с недостатком денег на преобразования в школе, с прессингом по поводу зачисления в школы по месту жительства.

О том, что получится легко

Оборудовать хорошей мебелью школы (если найдутся деньги). Легко получится облегчить учебную программу (это все любят) и частично отменить оценивание (это тоже многим нравится). Помогает децентрализация. В некоторых громадах родители взяли дело в свои руки и сами определяют и директора, и учителей, и чему учить детей.

Об учителях

Учителей в школах не хватает. Это одно из самых слабых мест реформы. Хотя и началась учеба большого количества учителей нововведениям, но это происходит по старым лекалам, когда их отправляли еще в институты повышения квалификации. Впрочем, появляются (и это отрадно) энтузиасты, которые с удовольствием повышают свой уровень, но пока это явление не массовое.

О нововведениях, которых в Украине не хватает

Реформе не хватает умения её внедрять. Это как в бизнесе: недостаточно только произвести продукцию, а надо её еще продать. То есть, нужен эффективный внедренческий менеджмент. А его нет.

Увы, говоря языком бизнеса, система образования, к сожалению, никогда не слышала словосочетания «Образовательный маркетинг». Маркетинг никогда не проводили. А именно изучение – чему учить, как учить, кем учить, кого, зачем учить, какие будут затраты. Поэтому даже новые учебники – со старыми дырами.

А ведь пока дети выучатся, не будет уже сотен прежних профессий и специальностей, на которые их сейчас учат. Поэтому все будет делаться вслепую, методом проб и ошибок, по ходу будет много недовольных.

Например, сейчас самое модное в мире – обучать не с помощью обычных (скучных) уроков и предметов, а с применением интегрированных кейс-уроков. Такие кейс-уроки разработаны и прекрасно внедряются «вне реформы». Хотя мы видим, какой огромный спрос на них.

 

Беседовала Ольга Заруба