Почему детям нужно рассказывать истории. Интервью с Ольгой Черепановой, Glowberry
Інтерв’ю

Почему детям нужно рассказывать истории. Интервью с Ольгой Черепановой, Glowberry

Слово “сторителинг” знает даже первоклассник. Все мы много раз слышали, что истории больше увлекают, лучше убеждают, очаровывают и влюбляют. Но не в маркетинге едином можно воплотить навыки сторителинга. Оказывается, хотя звучит логично, с помощью рассказов можно создать крепкую связь общения с ребенком, погрузить его в волшебный мир не выходя из комнаты и вместе развивать воображение. 

О том, как это работает, мы поговорили с Ольгой Черепановой, соавтором серии книг “Мама спешит домой” и креативным продюсером продакшна Glowberry. 

Ксения: Ольга, серия книг “Мама спешит домой” посвящена тому, как мама придумывает захватывающие истории по дороге домой. Как пришла в голову идея этой книги, что вас натолкнуло, и вообще, что вы задумывали, когда создавали ее?

Ольга: Серия “Мама спешит домой” о том, что может волшебного случиться с мамой по дороге домой в любом обычном городе. Где бы вы ни жили – в Киеве, во Львове, в Днепре – это может произойти прямо на вашей улице! 

Идея родилась девять лет назад, и придумала ее Светлана Дорошева, креативная мама троих детей. Когда мы работали над первыми книгами издательства Glowberry, я искала идеи, которые смогут сделать так, чтобы детям в нашем городе не было скучно жить. И Света для своего первого ребенка, которому на тот момент было 4 года, стала придумывать истории, которые случалось с ней по дороге домой.  И делала это в очень волшебном режиме. Например, если мы с ней шли с работы и видели, что разрыта полностью улица, она придумывала, что это гномы ищут сокровища. Она приходила домой, тестировала эту историю дома и получала немедленный отклик от сына.

К: Для кого эта серия? На какой возраст рассчитана? 

О: Наша серия книг рассчитана на возраст 3-5 лет. В этом возрасте очень важно, чтоб ребенок получал опыт спокойного отпускания родителя в его взрослую жизнь, о которой он ничего не знает. Наша цель – смягчить отсутствие родителя рядом и сделать вечернее общение мамы с ребенком качественным и интересным. 

К: А насколько проблема, что мама уходит? Возможно, ее чувство вины не дает ей спать спокойно, а для ребенка нет драмы?

О: Мы очень много общались с детьми и поняли, что им очень интересно и важно, в возрасте 3-4 года, что мама делала, пока ее не было дома. В  нашей книге, мама встречает дракона и говорит: “Я очень тороплюсь, меня сын Леша дома ждет”. Потом она встречает полицейского и ему тоже говорит: “ Вы знаете, я не могу опоздать, меня сын Леша очень сильно ждет”. И таким образом, ребенок понимает, что даже когда мама уходит, он остается в центре ее внимания, и это придает ему уверенности.

И еще мы хотели, чтоб все наши сказочные истории происходили в современных реалиях и с героями, которые понятными детям сегодня. Чтоб все элементы современного мира, который окружает ребенка, появлялись в историях: мобильный телефон, автомобиль, современные игрушки. Ребенок открывает книгу, а там описаны те вещи, с которыми он встречается ежедневно, и его жизнь тоже становится частью сказки. 

К: В чем особенность, фишка серии “Мама спешит домой?”

О: Одна из фишек книги в том, что главный герой — мама. Как ни странно, маму редко наделяют главной ролью и суперспособностями. У нас мама перестает быть обычной мамой и превращается немного в сказочного супергероя. Ей по плечу решить любые вопросы волшебным образом.

Это помогает ребенку больше поверить в свою маму и, соответственно, поверить в свою безопасность и себя самого.

У ребенка 3-5 лет существуют некоторые пробелы в представлении о том, как устроен взрослый мир. То есть, он ходил в магазин игрушек или парк и знает о них, а какие-то части современного города ему неизвестны. И когда мы в книге рассказываем о большом городе, в котором есть много новых вещей и мест действия, это позволяет ребенку в своей фантазии дополнять общую картинку и иметь свое представление о том, как устроен этот большой мир за окном. 

Книга помогает ребенку адаптироваться к выходу в мир, к первой коммуникации с другими и решению проблем. 

А еще мы в книге добавляем ценности вещам, которые приносит мама. Например, в книге “Волшебный меч” мама приносит ребенку обычный меч, купленный в магазине. Но мы придаем ему волшебные свойства и утверждаем, что это самый важный меч на всей планете, он был нужен самому волшебному Единорогу, чтобы спасти свое королевство. Мы все знаем, что сейчас можно зайти в магазин и купить все, что угодно, и ценность подарков теряется. Мы пытаемся донести, что важен не столько предмет, сколько история рядом с ним, и она всегда быть волшебной.

К: Какой показана мама в книге? Чему, по-вашему, она должна научить своего ребенка?

О: Мы в книгах стараемся показать, что мама — это реальный человек, испытывающий все человеческие эмоции. Например, она может испугаться или разозлиться. Мы пытаемся показать ребенку, что бы ты ни чувствовали или переживал –  это совершенно нормально. Даже супергерои чувствуют и переживают.

В нашей книге мама не идеальный персонаж, она регулярно проходит “точки отчаяния” и попадает в непростые ситуации, но всегда с ними справляется и находит выходы. Представьте себе историю, когда клоун заколдовал маму, и все, к чему она прикасается, превращается в сладости.. Сначала это так здорово. Но потом приходит понимание, что город в опасности: собаки едят леденцовые дома, люди не могут доехать на конфетных автобусах, весь город разваливается и тает на солнце.

Мама проходит через все фрустрации, как любой человек. Сначала ей кажется, что все хорошо, потом она видит, к каким последствиям приводят определенные события, и всегда находит способ восстановить баланс, найти решение и прийти домой вовремя. И это важно для ребенка. Иногда ему кажется, что это хорошая затея, и только в процессе он понимает, что это не совсем удачная мысль. И тогда важно понять, что нужно остановиться и все исправить. Это нормально сказать: “Я был не прав”. Мы не хотим на прямую говорить ребенку: “Делай так или иначе, делай, как нужно”. Но мы можем моделировать ситуации, которые заставят его задуматься. И потом он сам может что-то понять и сказать маме: “ Я  знаю, что волшебный клоун, который заколдовал город, был не прав”. И Мама сможет легко продолжить разговор: “Правда? А в чем он был не прав?”. И ребенок сможет сделать свой собственный вывод, и мы не прибегли к прямой морали.

 К: Расскажите об иллюстрациях, потому что это же очень важная часть книги, и она точно с помощью образов тоже делают очень важную работу. 

О: Работа автора-иллюстратора – она всегда на границе двух миров. С одной стороны, авторы придумали книгу и прислали иллюстратору, а с другой стороны, я всегда прошу, чтобы иллюстратор рисовал больше, чем то, о чем мы написали. То есть, фраза “люди испугались дракона и разбежались”, достаточна для текста, но точно должна быть раскрыта в массе дополнительных подробностей в иллюстрации: как и куда бежали люди, что случилось, какие мини-истории произошли с каждым из них в этот момент. Ольга Дегтярева, которая подарила “Маме Спешит домой” такие прекрасные иллюстрации, прекрасно с такими заданиями справляется.

Сейчас мы работаем с международными издательствами и партнерами мультфильма для международной аудитории. И получаем удовольствие, когда изображаем людей разных национальностей. Показываем детям, что мир очень разный и люди в нем тоже очень разные. 

К: Какие еще цели вы преследовали в книге?

О: Мы верим в “pure fun” (чистое веселье и радость), как в самую важную ценность детства. Часто ребенку все вокруг пытаются сделать столько полезного, что в какой-то момент этого становится слишком много, и теряется само детство. Мы стараемся исправить эту ситуацию и верим, что если ребенку интересна книга, если ему весело, то все остальное полезное он, конечно, запомнит. Поэтому мы в издательстве все проверяем на “taste of fun”. 

И мы, конечно, призываем всех наших читателей придумывать свои собственные истории. Я так радуюсь, когда иду по улице и вижу, как еще одна мама идет с ребенком, ворона сделала “кар”, и мама говорит: “Она тебе что-то хочет сказать”. Мама не может спросить: “Что тебя волнует”, – потому что ребенку пять лет, он еще не может так стройно все обдумать и рассказать. Но когда Мама спрашивает его “что там ворона сказала?”, может быть ребенок скажет:  “Cказала, что в садике девочка Катя забрала мою куклу” А может это будет история про то, что он не любит гречневую кашу или боиться чего-то. И все, родитель обладает ценными знаниями, благодаря сказочному подходу.