Інтерв’ю Новий рік

“Викрадач Різдва”: как создается главная елка страны

На улице шел дождь. Мы добежали до Национального дворца «Украина» и на несколько минут остановились в очереди. Очень хотелось внутрь: там все сияло и светилось. Дед Мороз, Снегурочка, подарки, сотни детей и их родители. Дворец наполнился новогодними песнями, щедривками и смехом.

Мы семьей пришли посмотреть мюзикл «Викрадач Різдва». Шоу, где на протяжении часа все гости с интересом смотрели сказку, дети танцевали, хохотали и стремились на сцену.

За нами сидел строгий мужчина, который постоянно ругал семилетнюю дочку, но по окончании шоу сказал ей, что подобрел. Стало интересно, как создать шоу, которое приносит такие эмоции гостям — и взрослым, и детям.

Через пару дней мы встретились в «Украине» с создателями шоу: хореографом-постановщиком, победителем проектов «Танцы со звездами» (1+1), «Майданс» («Интер»), суперфиналистом проекта «Танцуют все» (СТБ) Александром Лещенко и руководителем балета «Форсайт» Линой Верес.   Интервью проходило в небольшой гримерке, заполненной цветами, на вешалке висел костюм главного героя Гриця, на большом столе стояли фрукты. Время только после шоу, ребята планируют параллельно свой день, а Сашин телефон постоянно светится от звонков и сообщений.

BeautyPlus_20180107005731_save

Как пришла идея шоу

Лина: Мы готовили изначально другое шоу. Саша предложил сделать «Красавицу и чудовище». Активно двигались в этом направлении, но возникли какие-то сложности, даже не помню какие, многое переигралось, изменились мысли. В творческом процессе многое приходит, уходит, приходит, уходит.

Александр: Помню, что сошла на нет идея с «Красавицей и чудовищем». Я вспомнил о Джиме Керри и фильме с ним.

Лина: Нет-нет. [Александр смеется.] Ты говоришь: «Есть рождественская хорошая история, но она взрослая. Если ее интерпретировать и показывать на сцене, для детей не зайдет». И тут Саня вспоминает о Гринче и говорит, что он понравится детям, если хорошо показать на сцене. Вот так шажочек за шажочком идея и родилась.

Об артистах

Лина: В шоу работает до 40 артистов. Есть еще техническая служба, свет, режиссеры. Тех, кого гости видят на сцене, 40 человек.

Критериев отбора нет, потому что все свои. Большая семья. У нас своя труппа — театр танца Foresight. Школа «Империя искусств Foresight» есть и в Кропивницком, и в Киеве. Наши дети с нами тоже работают, для них это опыт и практика. Выступают цирковые артисты, с которыми мы давно сотрудничаем, гастролируем с разными проектами.

IMG-20171223-WA0008

Как создаются костюмы и декорации

Александр: Все создаем и разрабатываем вместе. У нас свой продакшн. У Лины костюмы. Ей это все нравится.

Лина: Я бы сказала — образы, а не костюмы. Шить я не умею.

Александр: Также у нас есть Катя Лавренюк, наш постоянный дизайнер, которая работает с нами пять лет. Она бывшая солистка балета Foresight. Три года танцевала, потом ей это надоело [смеется], и она переквалифицировалась.

Лина: Поскольку она знает все тонкости и нюансы, не возникает уже сложностей. Во-первых, мы понимаем друг друга с полуслова. Мы знаем друг дружку, долго рассказывать не нужно. Очень удобно в целях экономии времени. Когда есть понимание, работа идет, и получается тот результат, которого ждешь. Бывают нюансы всегда, но это часть процесса.

До этого у нас очень много было недоразумений с теми людьми, которые воплощали в жизнь эскизы. Мы совместно их создавали, но были довольны не всегда. Теперь все по-другому. Катюша очень старается.

Александр: Декорации мы делали с профессионалами. Пока еще нет подрядчиков от Foresight. Мы работали с Вовой Кошевым. Он топовый человек, у которого есть своя компания, создающая 80% декораций для телевизионных проектов, шоу, церемоний, концертов. Кинетические шары в нашем шоу — от компании Profi. Она уже 12 лет на рынке. Придумывает красивые большие проекты. Сама технология появилась в 2013 году. У нас в сказках летают шарики, формируют разные декорации. В шоу «Викрадач Різдва» — это елка.

О стоимости шоу

Лина: Это очень много вложений, которые не всегда отбиваются. Самая затратная часть — зарплата артистов. Их много. Все остальное дешевле стоит.

IMG-20171223-WA0009

Что нравится украинским детям и родителям

Лина: Смотря какой контингент, какой слой населения приходит. В общем, настроение. Все ждали Новый год, Рождество, все хотят ощущение праздника, родители тоже хотят вспомнить и почувствовать детский восторг. И это здорово, многие о шоу пишут, что родителям удается на нашем спектакле испытать детские непосредственные чувства, потому что есть настроение. Я стою за кулисами, наблюдаю, захожу в зал, встречаю эти потоки энергии, все радостно смотрят шоу.

Александр: Нет негатива.

Лина: Хочется истории, яркой картинки, не хочется серьезной философии в рамках этого спектакля. В других — другие задачи.

Александр: В шоу важна прежде всего атмосфера, которую гости ощущают сразу. Заходишь в зал и окунулся. Зашел и обалдел. 90% успеха — это музыка. На эту музыку дети реагируют очень хорошо. В ней правильные сказочные акценты, которые мотивируют детишек в два-три годика танцевать. Для них также важен правильный свет, декорации. Детям постарше интересны образы, персонажи. Подросткам интересно поведение героев, что они делают, как заманивают, привлекают внимание. Взрослым уже нужно все. От начала до конца.

Лина: Вся музыка написана эксклюзивно композитором Димой Саратским. Он очень талантливый и креативный. Еще важно, что спектакль занимает не более часа. Иначе было бы сложно.

Александр: Если бы было больше, то пришлось бы контактировать с детьми и устраивать танцы, анимации, дарить конфеты. Контактировать напрямую. А мы этого не хотели, для нас важно было сделать семейное шоу. Чтобы удовольствие получили и взрослые, и дети. Если бы мы взаимодействовали с детьми, то было бы все по-другому.

65689925

О сложностях и курьезных случаях

Лина: Первый случай был на премьере шоу. У нас есть ритуал: всегда за кулисами делаем свое энергетическое па. Заряжаемся все общей энергетикой, чтобы потом выйти и отдать ее на сцене. И в то время, когда мы делали сбор, нам включают музыку, начинается спектакль, а мы даже не поняли, что Рассказчик [один из героев, который начинает шоу. — Ред.] уже вышел. Саша услышал его слова.

Александр: Да, выбежал на свой текст на сцену, а должен был быть наверху пещеры. Начал снизу. Все быстро взбодрились и побежали работать.

О том, сколько времени занимает создание мюзикла

Александр: По-хорошему три месяца. Но у нас месяц. В Европе делали бы год. Именно постановочный процесс для такого проекта длится месяца два. С учетом, что есть своя команда, мы понимаем друг друга, знаем много лет друг друга.

Лина: Речь идет о постановочном процессе. Когда создано все, нарисовано. Если говорить от момента возникновения идеи и до реализации, то по-разному.

Александр: Нужно ставить себе дедлайны. Можно мусолить и полгода. На самом деле месяца достаточно, чтобы понять, что мы делаем, прописать сценарий, выбрать подрядчиков, провести все встречи.

65689921

О поддержке шоу

Александр: Мы благодарны прежде всего генеральному директору Дворца «Украина» Роману Недзельскому за предложение поучаствовать в этом шоу, за помощь и организацию. Благодарны за создание света компании Alight, за сотрудничество Aspro, Feyeria и Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств. Все они сотрудничают с «Украиной». Конечно же, мы не обошлись бы без других партнеров, которые помогли нам. Поэтому этот проект разросся до таких масштабов.

О европейских мюзиклах

Лина: Мы не стремимся быть похожими на кого-то, но глупо не смотреть на то, что происходит в мире, на тенденции. Как ни крути, украинские проекты позади. Смотреть и, может, даже потом делать лучше тоже стоит. Мы вдохновляемся другими проектами. К примеру, диснеевские мюзиклы. Мне удалось увидеть их в Гамбурге: «Короля Льва» и «Аладдина». Это тот уровень, на котором хочется работать. Под один мюзикл строится целый театр, и он существует 10 лет. Все создано так, что ты попадаешь в живой мультик.

Александр: Но к этому готовы зрители. 10 лет ходят на один спектакль. Много лет это прививали, культура воспитывалась. Формировалось на протяжении столетий, чтобы можно было построить независимый театр и делать одно шоу. У нас другая форма посещения концертов.

Лина: В оперу или в театр у нас годами ходят, но с мюзиклами по-другому. Даже мюзик-холлов нет.

Александр: Мне кажется, наш формат интересен всем. Он развлекательный. Понятен и маленьким, и взрослым. Может быть популярен, но нужно научить зрителя посещать такие мероприятия. Не только оперу и театр.

65689865

Три за и против создания мюзиклов в Украине

Лина: Я знаю только за. Эмоции для всех: зрителей, труппы. Все вовлечены, жизнь бурлит, кипит. Каждый день все развиваются, никто не стоит на месте. Есть возможность заработать деньги.

О свободном времени вне шоу

Александр: Когда такие проекты, то заняты только шоу. Три месяца живешь лишь этим. Бывает свободных пару часов — идем в кино. Все общение, разговоры о проекте. Кроме этого, есть и корпоративы, церемонии, выездные концерты. Разработка бренда. Планы на будущее.

Лина: Есть еще школы. Готовим летний танцевальный лагерь.

О планах и новых проектах

Лина: Мы суеверны в этом смысле и не говорим о том, к чему приступили. Любим рассказывать, когда уже есть анонсы.

65689924

Также мы расспросили у главных героев о Новом годе и мечтах детства.

О мечтах детства

Иван Юркив, солист театра танца “Форсайт”. В спектакле сыграл роль помощника мэра городка: У меня никогда не были сформулированы правильные мечты. Было желание стать артистом. Хотя я не понимал, буду петь или танцевать. Знал, верил и чувствовал, что буду артистом. Правда, параллельно занимался, к примеру, альпинизмом. И достиг хороших результатов.

Александр: Я долго занимался карате. Но когда мне было лет 11, я по телевизору увидел танцевальный проект. Это было 18 лет назад. Мне так понравилось. Стало интересно, как это — танцевать. Техника интересна и процесс. Моя сестра отвела меня на танцы, и я попал в бально-спортивную студию, сразу влюбился и понял, что нужно танцевать и учиться. Хотел поступать в университет культуры Поплавского — сейчас я там преподаю. [Смеется.] Окончил недавно режиссуру.

20171225_112252

 

О том, как обычно проходит новогодняя ночь

Александр: В этом году у нас было три концерта ночью. В Новый год. В прошлом году мы не работали. Собрались все на кухне дома, с оливье, с огоньками. Как нормальные люди отпраздновали. В этом году работали на сцене.

Лина: У нас был днем «Викрадач Різдва», три шоу ночью и 1-го января снова «Викрадач». А 31-го утром мы прилетели с Астаны, отработали там и к утреннему спектаклю были в Киеве.

О самом ярком Новом годе

Александр: Мой самый яркий Новый год был в детстве. Когда я впервые праздновал с друзьями-танцорами. Без родителей. Мы танцевали, веселились. Мне было 12, все были старше, было интересно.

Иван: Мой самый яркий год еще впереди.

Мечты сегодня

Иван: Мечтаю, чтобы наш театр развивался и максимально был востребован. Был самым лучшим.

Текст: Ольга Заруба
Фото предоставлены Линой Верес