Методики раннего развития
Розвиток

Методики раннего развития

Развивающих методик сегодня  миллион и больше. Как в них разобраться и понять, что подходит тебе и твоему малышу?

Для каждой мамы ее ребенок самый лучший, умный и талантливый- это бесспорно и правильно, ведь кому еще верить в ребенка и поддерживать его не смотря ни на что? Но, будем объективны, есть дети, которые невероятно талантливы, не по годам умны и не по возрасту развиты. Кто они ? Вундеркинды, гении, дети-индиго с врожденным даром или – плод воспитания родителей? Постараемся разобраться.

“Ранее развитие”-термин ,который вошел в жизнь каждой мамы. Кто-то  слышал, кто-то практикует, кто-то выступает против… Но равнодушных не осталось. О самых популярных методиках раннего развития нам расскажет психолог и автор книги “Этикет с пеленок” Юлия Герус.

 

Методика Зайцева

В основе лежит идея о том, что элементарной частицей речи является слог. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

zaj_1Возраст: от 1 года

Особенности:

Слог – это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти слоги Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит “ма”,”па”,”ба”.  На кубиках применен этот метод.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» – гремят, «деревянные» глухо постукивают.

Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает “пропевание” блоков и цепочек слогов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Дети 3,5-4 лет могут научиться читать с первых же занятий. Малыши от года с помощью кубиков Зайцева смогут начать говорить и читать одновременно.

?????????

Методика счёта на основе таблиц Зайцева предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов – кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Недостатки

Отличие методики Зайцева от школьной программы обучения приводит к определённым трудностям у ребенка. К сожалению, методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со слогами. В результате малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.

 

Методика Монтессори

В основе принципы методики Марии Монтессори : игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Главное – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Подробно о Мотессори – среде можно прочитать здесь.

0212_montessorimind_rotator

Возраст: от 6 месяцев

Особенности:

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность – методики Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

 

Согласно принципам этой методики, ребенок сам выберет себе средства и методы обучения. Поэтому не ты будешь решать, с чем ребенку можно играть, а с чем желательно подождать или же какие вещи трогать, а от каких – руки прочь.

Ребенку для развития необходимо максимальное столкновение с окружающим миром, то есть практика. А рассказывать малышу о том, что можно, а что нельзя и каковы последствия – практически бесполезно. Одно из преимуществ методики Монтессори это то, что ребенка не нужно ни к чему принуждать, ведь малыш будет сам стремиться познать и опробовать что-то новое.

Недостатки

Отсутствие творческого развития ребёнка, так как методика в целом направлена на развитие логики, мелкой моторики и аналитических способностей. Отсутствие спонтанных игр ребёнка, которые по мнению Марии Монтессори только тормозят интеллектуальное развитие ребёнка. Отсутствие в методике художественного творчества ребёнка, так как по теории методики оно является причиной ухода ребёнка из настоящего в вымышленный мир. И опасность игр со всем и всюду, без ограничений.

 

Методика Домана

Что в основе?  Доман опирается на отличную зрительную память малышей. Считается, что мозг ребенка способен запомнить огромное количесто информации,которое выдается на карточках, несущих тематическую и смысловую нагрузку.

kartochki-domana-17-metodovВозраст: с рождения

Особенности:

В методике Глена Домана используются так называемые “карточки Домана”. Глен Доман рекомендует показывать малышу буквально с рождения большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. Доман утверждает, что абстрактные символы – цифры и буквы – детям понять гораздо сложнее, нежели конкретные. А для малыша слово “МАМА” гораздо более конкретно, чем некая буква “М” или “А”. А понятие “три кружочка” очевиднее, чем абстрактная загогулина в виде цифры  “3”. Ребенок познает сначала количество, а уж потом порядок.

Раннее обучение чтению или математике Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6 – 7 лет, а вот познание – с самого момента рождения.

Огромное значение Доман придаёт физическому развитию. Дети, занимающиеся по его системе, – это пышущие здоровьем и энергией тренированные спортсмены. Активное движение с рождения и раннее физическое развитие – важнейшие составляющие системы Домана.

Недостатки

Процесс воспитания по этой системе должен идти непрерывно и подразумевает полное самоотречение матери в пользу обучения ребёнка (делать тысячи карточек и потом постоянно их показывать). Само обучение ограничено рамками семьи.

Ребёнку отводится роль пассивного объекта обучения, ему нельзя задавать вопросы, брать в руки карточки, то есть отсутствует диалог, способствующий самостоятельному изучению окружающего мира.При обучении только карточками отсутствует формирование текстового мышления, он не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста.

 

Методика Никитиных

В основе – обучение ребенка происходит в процессе игры,которая состоит из решения задач и головоломок.

slide_21Возраст: с 2 лет

Особенности: Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Недостатки

Отсутствие эмоциональной составляющей – ровное и гармоничное развитие исключает яркие эмоции, оставляющие сентиментальные воспоминания о детстве, отсутствие творческого развития.

 

Методика Ибука Масару

shutterstock_61699324-e1413909818258Что в основе? Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Возраст: от рождения до 3 лет

 

Особенности

Мозг ребенка способен воспринимать много информации и в очень большом объеме, и чем сложнее и больше материала-тем лучше. Несмотря на возраст, материал для обучения вполне «взрослый», и общение с ребенком происходит на «равных».

ascona_kids_sleeping_2.gif

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Недостатки

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются прогрессивными, полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе крохи и более правильно предоставить его самому себе.

Это лишь самые популярные методики их еще множество, но есть загвоздка- ,в детской психологии не существует понятия “ранее развитие”. Детская психология подходит к процессу развития с точки зрения этапов развития детского интеллекта и стимуляции в нужное время нужных навыков. Об этом подходе в следующей статье.