Интеллектуальное развитие дошкольника
Развитие

Интеллектуальное развитие дошкольника

Чтобы быть грамотными родителями и предлагать ребенку самые полезные развивалки, нужно знать принципы “созревания” его мозга. Именно о нем рассказывает  Драговоз Ольга, детский психолог, психотерапевт, нейропсихолог.

Недаром психологи говорят, что «всему своё время». Давайте рассмотрим, «для чего же время» для дошкольника – ребенка до 6-7 лет.

Один из основных принципов развития мозга состоит в том, что простейшие, основополагающие «строительные кирпичики» укладываются первыми. А дальше – слой за слоем – на этом «основании» возникает надстройка из более сложных процессов. У человека основой мозговой деятельности служит «сенсомоторный фундамент» – восприятие и движение, который формируется в дошкольном детстве. Именно тогда ребенок учится осязать окружающий мир и владеть своим телом, у него формируются пространственные представления (представления о форме, величине, времени и т.п.). Над этим главным базисом надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т.п. Правое полушарие человеческого мозга, отвечающее за ощущение и восприятие, является доминирующим в дошкольном возрасте. Все развивающие занятия для дошкольника должны быть направлены на развитие и поддержание в форме его функционального состояния. Прежде всего – это телесно-ориентированное, моторное и сенсорное развитие.

Сенсорный опыт имеет важное значение для развития мозга, особенно для роста и реорганизации синоптических связей, интенсивно происходящих в первые три года жизни. Ребенку необходимо сенсорное питание – это стимуляция всех органов чувств. Зрение, слух, обоняние и осязание требуют особенного сенсорного питания – тактильного, теплового и т.п. Такой акцент на развитии является базой для повышения адаптивных возможностей ребенка. Для грудных детей просто необходимы «тисканья», обнимания и поглаживания; для деток постарше – «пощипывание», «шуточная борьба» и всевозможные телесные контакты в игре. С 3-4 лет стоит обратить внимание на танцы, ЛФК, различные единоборства и, конечно, театральные кружки.

При перемещении тела в пространстве наш мозг совершает контроль над движением и равновесием. Мозг учится лучше сочетать между собой команды, отдаваемые различным мышцам и интерпретировать сигналы обратной связи от сенсорных систем. Управление телом – очень непростая задача, она требует практики в дошкольный период. Ребенок гармонично развивается, если активно задействована опорно-двигательная система, которая постоянно получает очень «непростые» инструкции от мозга. Спорт и физические упражнения в детстве очень полезны для развития моторного контроля и когнитивных способностей ребёнка. Если ваш ребенок будет дружен со своим телом, речевое развитие не заставит себя долго ждать.

Активные дети обладают более высокой самооценкой, в меньшей мере подвержены стрессу или депрессии, они менее тревожны. Ни одно исследование в мире не показало снижения успеваемости у детей по причине интенсивных физических занятий. Наоборот, некоторые эксперименты даже показывают, что двигательная активность детей имеет связь с более высокими экзаменационными оценками. Вывод простой – ваш ребенок должен активно двигаться не менее одного часа в день. Результат – высокая стрессоустойчивость и адаптивность ребенка.

В заключение можно сказать, что для дошкольника принципиально важным является не «раннее развитие», а насыщенная разнообразными движениями и ощущениями жизнь. Это залог хорошей учёбы в школе, а в дальнейшем – реализации себя как счастливого и полноценного человека. Не зря многие психологи говорят, что не стоит детей до школы ничем нагружать. Мозг ребенка физиологически не готов к интеллектуальному развитию до 6 -7 лет: к урокам математики, шахматам и иностранным языкам. Поэтому занимайтесь спортом, двигайтесь и танцуйте с вашими детьми, ходите чаще в лес и обогащайте жизнь вашего малыша ощущениями.