Развитие

Как дети распознают взрослую речь

Вы помните, когда ваш малыш сказал своё первое слово? Уверена, что большинство мам отмечают этот знаменательный момент в своих красивеньких скрапбуках, которые они заказали в инстаграме. А когда примерно наступает момент, когда ребенок говорит не просто первое слово, а впервые выражает свою мысль? Помните, как в старом советском фильме «По семейным обстоятельствам» малыш заявил «Мама, а у меня вообще-то есть своё собственное мнение». Очень интересно наблюдать за тем, как наши дети из молчаливых (ну или крикливых) кабачков превращаются в личности. Я, как лингвист, решила поделиться с мамами закулисьем обучения ребёнка родному языку. Это же вам не хухры-мухры – научиться разговаривать!

Не многие мамы вообще представляют, как дети воспринимают речь взрослых. Некоторые проводят аналогии с изучением иностранного языка и отсюда выплывает это адское решение «мы будем с рождения учить 100500 иностранных языков». Но мамы никогда не задумываются о том, что ребёнок не изучает родной язык, а учится в принципе такой штуке как вербальное общение. Что вообще надо и можно говорить в нашем бренном мире. И самое сложное для наших бедных детей это то, что: 1. Надо вообще додуматься до того, что звуки можно систематизировать в язык 2. Надо додуматься до этого самому 3. Нет никакой базы и учиться нужно с реального нуля. Это как строить дом в воздухе без земли и фундамента.

В возрастной психолингвистике выявили хронологию как маленький ребёнок осознаёт родной язык, по-умному это называется «становление речевого слуха». То есть до появления речевого слуха ребёнок всё прекрасно слышит, но не осознаёт речь взрослых как единицы языка. Все звуки в мире одинаково интересны и одинаково не имеют смысла (все, кроме маминого голоса и белого шума). Вот период, когда ребенок еще слышит и говорит билибирду, называется в науке «дофонемный период», а время, когда малыш осмыслил и осознал все звуки и их роль – «фонемный». Переход из периода в период, обычно, начинается после года, но это условная грань. Ребёнок, как маленький лингвистический гений, в потоке несуразной взрослой речи постепенно начинает различать фонемы (фу умное слово, которое я заменю на «звуки»). Итак:

Первый этап: 

Ребёнок выделяет из непонятного потока звуков из маминого рта звук «а». С этого момента всё что может произнести мама делится на «а» и на «всё, что не а». На этом этапе младенец ещё начинает очень смешно и явно заглядывать маме в рот если она протягивает «ааа». Знакомо?

Второй этап:

Ребёнок осознаёт гласные звуки. При этом (интересный факт!) наличие или отсутствие согласных ребёнок не замечает. Согласные он просто игнорирует потому что его психика просто не способна их осознать! То есть слова «мама» и «папа» — это реально одно и то же для, допустим полугодовалого малыша. Он слышит только «а» и там и там. Но на этом, втором, этапе, ребёнок уже понимает, что в мире есть и «у», и «и», и даже «о».

Третий этап:

Ребёнок осознаёт согласные и разницу между гласными и согласными. Где-то здесь малыш впервые осознаёт, что звук «о» и, допустим, «к» это вообще из разных опер. Из интересненького здесь: самые первые согласные, которые «замечает» ребёнок это «л», «м», «н», «р», «й» a.k.a. сонорные звуки. Чем они особенны? Да потому что, чтобы их произнести, человек издаёт какой-то звук голосом, прямо как в истории с гласными. Выходит, детский мозг дотошно логичен и педантичен!

Четвертый этап:

Очень многоступенчатый потому что для детей, которые ещё только формируют свой речевой слух, осознание разницы между согласными — это настоящий взрыв мозга. Тут уже психика по очереди обрабатывает то сонорные звуки («м», «н», «л», «р», «й»), то, например, оппозиции глухой-звонкий (дааа, дорогуши, вспоминаем школу). Чтобы сильно не насиловать вас воспоминаниями об учебниках по грамматике языка, скажу только, что позже всего дети начинают слышать и понимать «ж», «ч», «ш», «щ», «с», «з», «ц».

Вы только вдумайтесь какая сумасшедшая работа стоит за этим «мама», которое мы записываем в скрапбуки! И удивительно насколько дотошно логично по полочкам дитя разбирает наш язык по крупинкам и неспеша, но надёжно постигает этап за этапом. Так что за дурашливым лепетом стоит большой смысл, помните это, дорогие мамы!

Фото: Pregl.ru
Текст: Полина Сёмина