Развитие

Как тренировать память ребенка

Память – это способность запоминать, удерживать и воспроизводить информацию в определенный момент времени. Наше желание воспроизвести информацию, как правило, провоцируется каким-либо фактором, например, местом, временем, задачей, вопросом, человеком, окружением и т.д.

Как часто вы ловили себя на мысли, что вот это что-то точно необходимо срочно запомнить вот прямо сейчас, а через минуту или две совсем ничего не могли повторить.

Говорят, что память у детей гораздо лучше, чем у взрослых, они запоминают быстрее и помнят дольше. Но так ли это? Бывают и взрослые с отличной памятью. Мы иногда используем выражение «феноменальная память» говоря о том, кто смог запомнить и удержать информацию быстрее и дольше других.

Мне очень интересно было разобраться, как работает человеческая память и что можно сделать, чтоб ее улучшать. В поисках в мои руки попались пару хороших источников, которыми я хочу поделиться с вами в этой статье.

память7

Как-то в семейном кругу, мы завели разговор на тему памяти, и моя кума дала мне прочесть книгу Евгена Антощука «Знайомтеся, ваша пам’ять». Книга эта о том, как улучшить свой навык правильно воспринимать, легко запоминать и воспроизводить любую информацию. Сам Евген Антонщук является основателем «Украинской школы эйдетики» и последователем российского ученого, доктора педагогических наук Игоря Матюгина. Эйдетизм (от греческого «эйдос» — образ, вид) – психологическое явление, сутью которого является возможность воспроизводить яркий, наглядный образ спустя длительное время. Есть множество методов запоминания, цифр, лиц, номеров и т.д. многие из которых описаны в книге, но в своей статье, я хочу описать лишь некоторые, те, которые помогли и помогают мне.

Давайте постараемся вместе вспомнить, что мы пытаемся сделать, увидев номер телефона или пин-код, который хотим запомнить? Вероятно, многие ответят – зазубрить, повторяя его много раз. И я так делала раньше. Но проходило время, когда эта информация была нужна, а приходилось лезть в записную книжку. Когда я готовилась к экзаменам, чаще всего старалась зазубрить текст на память или просто зазубрить информацию как белый стих и после экзамена благополучно ее забыть. А жаль! Мы учили довольно много интересного, о чем сейчас и не вспомнишь. Поэтому, хорошо бы сразу учить детей правильно запоминать информацию.

Самое интересное, что маленькие дети это и так прекрасно умеют делать. Они мыслят образно, рисуя прекрасные картинки в своем сознании! К сожалению, с годами этот навык теряется, так как часто взрослые говорят нам «хватить впадать в детство», «перестань фантазировать» и мы плавно переходим от образного мышления к зубрежке или кратковременному запоминанию, записыванию информации.

память5

А что если попробовать впасть в детство и снова начать рисовать картинки в своей голове? Яркие, красочные, порой невероятные, но главное, что они будут служить нам маркерами в поисках нужных деталей в нашей памяти.

Давайте начнем с цифр. В книге «Знайомтеся, ваша пам’ять» очень хорошо проассоциировали образы, которыми можно заменить каждую цифру. Ну например – 2 это лебедь, 8 это очки, 4 это стул. А вот теперь, если вам нужно запомнить цифры 284, то можно просто представить лебедя в очках, сидящего на стуле! Смешно, правда? А знаете, это работает! Я вот теперь, при запоминании цифр представляю эти образы и мне даже не надо думать о самих цифрах, я их легко могу записать, просто вспомнив картинку.

Вы никогда не задумывались, почему, например, на одежде многие обозначения делают символами (не стирать в машинке, ручная стирка и т.д.) или дорожные знаки, да потому, что визуальная память она ярче и длиннее. Видя и зная символ, вы быстрее сообразите, что от вас требуется, чем, если вам это все написать простым текстом.

Еще одним очень занимательным источником для понимания, как работает наша память, стал сериал BBC Brain Games (не путать с фильмом «Игры разума»!). Сериал прекрасен тем, что он позволяет вам играть вместе с участниками экспериментов, он очень интерактивный.

память1

Теперь поговорим о запоминании предметов. Если вам на стол положить несколько (пусть 10) карточек с картинками разных предметов и дать вам минуту на то, чтоб их запомнить и повторить, как думаете, сколько назовете? Примерно от 4 до 7. Например, шкаф, шляпа, кофе, зонтик, дорога, цветок, газета, светофор, лужа, пятно. Но, если вы составите рассказ или историю, пусть даже нелепую, из этих предметов, то вы сможете вспомнить их все в любой момент.

Вот так – «утром, выходя из дома, надев на голову шляпу, и захватив с собой зонт, я отправилась на работу. Было очень рано и мне захотелось выпить кофе и прочесть утреннюю газету, опаздывая на работу и перебегая дорогу на светофоре, я вступила в лужу и поставила огромное пятно на своем пальто в цветок».

Пытаясь запомнить имя человека, представившегося вам или его лицо, постарайтесь придумать, что оно вам напоминает. Ну скажем, фамилия Светлова, можно запомнить как «свет» или «светлая (светящаяся) голова». В сериале, главным посылом является то, что память – это такая же мышца, которая с тренировками становится только лучше!

память6

Я помню, как в институте, пытаясь, что-то запомнить, я ставила на руке ручкой крестик, ассоциируя его в памяти с определенным делом и дома, легко могла вспомнить, что не забыть, лишь взглянув на руку. Это было не осознанно, но это так же один из научных методов тренировки памяти, так же как и вязание узелков.

В общем, главное при виде информации, которую вам надо запомнить, будь-то лицо, имя, номер, предмет и т.д. не пытаться зазубрить или судорожно повторять про себя, а важно придумать образ, который сможет вам в дальнейшем легко подсказать то, что вы хотели запомнить.

И еще, не отбивайте у детей способность образного мышления, а развивайте ее! Их фантазии и придумки это сказочный мир, который поможет им в дальнейшем запоминать и вспоминать нужные им детали.