Развитие Что смотреть

Обучающие мультики для малышей 0+. Вы серьёзно?

Есть две тенденции в современном родительстве, которые никак не дают мне покоя: стремление развивать-обучать детей «пока не поздно», т.е. с самого рождения и гаджеты, экраны, телевизоры — как повсеместная норма и составляющая бытия ребёнка любого возраста.

Вот эти две «прекрасные» тенденции нашли апофеоз своего воплощения в якобы обучающих-развивающих мультфильмах для детей, с пометкой 0+. Т.е. мультфильмах, которые разработаны, как утверждают их создатели, командой психологов-профессионалов специально для обучения и развития ребёнка ну вот прям, можно сказать, с рождения.

И что самое печальное — эти «современные разработки» имеют свою аудиторию. Родители верят и активно крутят своим карапузам эти незамысловатые сюжеты.

«Кто владеет информацией — владеет миром», — сказал как-то У. Черчилль. А ведь для каждого родителя в его ребенке скрывается огромный, необъятный Мир. И мы хотим для этого Мира — самого лучшего! Именно поэтому мы просто обязаны владеть информацией!

Нельзя слепо доверять «британским учёным» и неизвестным специалистам. В своём желании всучить продукт потребителю, многие продавцы уже давно переступили рамки морали и безопасности.

Что же это за психологи-профессионалы, которые не знают базовых особенностей формирования зрительной системы у ребёнка, особенностей восприятия образов на экране? А может быть никаких психологов там и не было?

Давайте разбираться.

Зрение младенца очень сильно отличается от взрослого. Ребёнок не способен ни концентрироваться на предметах, ни узнавать их, ни различать цвета, форму, ни даже чётко видеть окружающий мир.
Острота зрения новорожденного крайне низка — она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Способность различать цвета впервые появляется в 2-6 мес. Только к 6ти месяцам кроха начинает зрительно оценивать расстояние до предметов.

Глазные мышцы тренируются и укрепляются, нейронные связи только устанавливаются. И это процесс, который не заканчивается даже к пяти годам ребёнка.

Конечно, наиболее активно зрительный аппарат формируется в первый год жизни. Глаза как бы «ощупывают» этот мир, узнают информацию об объектах: их форме и цвете, структуре и расположении в пространстве. И в этом процессе, для полноценного развития, необходимо участвовать всем органам чувств. Чего естественно лишён малыш, сидящий перед экраном и таким образом «познающий» мир.

Что может увидеть на экране карапуз до года? Как вы думаете — будет ли это одно и то же, что видит взрослый? Конечно, нет.

Как можно обучать цветам и формам, когда ребёнок ещё просто физически не видит и не различает их?

Развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления ребёнок не только видит лучше и больше, но и становится способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами, узнавать их.

Что мы знаем об изображении на экране? Это в первую очередь — иллюзия. Картинка, которой не существует здесь и сейчас, которую не возможно ощупать ни руками, ни глазами, в том числе.

Почему? Да потому, что образы, передаваемые через экран по большей части создаются благодаря активности человеческого мозга и зрительного аппарата. Чтобы реально увидеть изображение на экране — мозг должен синтезировать его из отрывочных кадров, т.е. достроить образ. И если у взрослого есть опыт видения разнообразных предметов, то у младенца его попросту нет.

Мы снова возвращаемся к вопросу: что же на самом деле видит ребёнок? И есть существенные основания полагать, что до 6 мес. — это будут расплывчатые бесцветные движущиеся пятна, а после 6ти (где-то до года) — эти пятна постепенно приобретут краски.
Так что же мы развиваем, сажая ребёнка 0+ перед экраном? И развиваем ли?

Может быть смысла в этом времяпровождении столько же, сколько и пользы?

Не может плоское изображение заменить живое общение. Зрению, мозгу, координации ребёнка для развития нужны реальные объекты, стимулы и реальные люди. Люди, которые дарят тепло, любовь и заботу. И критичное мышление, подключение интуиции, поиск информации о пользе и безопасности вещей, которыми мы окружаем своих самых драгоценных малышей — являются частью этой необходимой Заботы.

28 апреля состоится вебинар для родителей: «Дети экрана», на котором будет много необходимой информации о влиянии экранов на ребёнка, который проведет психолог Алена Скорик