Стоит ли подтягивать оценки в конце года?
Освіта Розвиток

Стоит ли подтягивать оценки в конце года?

«Если не подтянешь оценки в школе к зимним каникулам, не получишь на Новый год свой долгожданный подарок», — практика улучшения оценок в большинстве случаев зависит от родителей и чаще всего перерастает в банальный шантаж. И хочет того ребенок или нет, он вынужден подстраиваться под требования родителей. Таким образом у него формируется особое отношение к учебе и образованию. 

Редакция Promum разбиралась, как и зачем исправлять оценки в школе и нужно ли вмешиваться родителям. 

Подтягивание оценок: все ли так однозначно?

Естественно, за две недели наладить учебный процесс не представляется возможным. Оценки можно исправить лишь формально. Поэтому стоит понимать, что когда родители требуют от ребенка формального исправления оценок, они формируют убеждение, что оценка — это условное понятие. Дети таким образом привыкают получать оценки всего лишь «для галочки». Зачем учиться в течение года, если можно исправить оценку, переписав задание, дополнительно убрав класс или скачав реферат в интернете, не вникая в суть темы. То есть дети учатся хитрить и лавировать.

«Ребенок даже не пытается глубоко изучить вопрос, чтобы улучшить уровень своих знаний. Стратегия «быстро наверстать упущенное» вырабатывает у ребенка привычку стремиться к формальностям. Так родители приучают ребенка по-быстрому приспосабливаться. В таком случае речь идет не о знаниях», — говорит психолог и медиаэксперт Анна Просветова

Оценки в школе и качество знаний 

По словам президента ассоциации практических психологов и основателя «Мирошколы» Евгения Мирошниченко, родители уделяют слишком много внимания оценкам. А многие из них считают, что баллы в табеле отражают реальные знания и способности ребенка.

«Способности ученика зависят от многих других составляющих. Нередко в школах случается и так, что оценки становятся инструментом буллинга со стороны учителей. Поэтому главный совет родителям — не акцентировать все свое внимание на оценках. Ведь самое главное, чтобы ребенок с радостью шел в школу и хотел учиться», — говорит он. 

Оценки в школе действительно способны мотивировать. Но если, получая высокий балл, ребенок воодушевляется, то низкие оценки отражаются на нем абсолютно противоположно. Ребенок теряет даже малейшее желание учить этот предмет и находится в постоянном стрессе:

«Я этого не знаю. Я этого не понимаю. Мне это неинтересно», — часто можно услышать от детей в таком случае. 

Как решить эту проблему — рассказываем ниже. 


Читайте также: Як поговорити з вихователем у садочку про здоров’я дитини


Научите ребенка самостоятельности

Задача родителей — научить ребенка самостоятельно ориентироваться в своих оценках и искать варианты улучшения этих показателей. В жизни все немного иначе. Если ребенок получает низкую оценку по контрольной, то родители чаще всего реагируют двумя способами: 

  1. «Ты оболтус! Садись учи, а потом иди договаривайся к учительнице, чтобы пересдать».
  2. Родители самостоятельно звонят или приходят к учителю, чтобы договориться о пересдаче.

Что нужно сделать: алгоритм для родителей

По рекомендации психолога Анны Просветовой, в таком случае родители должны спросить у ребенка следующее: 

  1. Как ты относишься к этой оценке?
  2. Доволен ли ты таким результатом?
  3. Хочешь ли ты его улучшить?
  4. Как считаешь, достоин ли ты лучшего балла?
  5. Можешь ли ты его получить?
  6. Как ты предполагаешь, какая оценка была бы для тебя наиболее подходящей и реально отражала бы твои знания, способности и старания?
  7. Как ты считаешь, хочешь и можешь ли ты улучшить эту оценку?
  8. Когда ребенок говорит, что хочет и может, нужно спросить последнее: какими способами можно это сделать?

Оценки в школеЗатем ребенок вместе с родителями может продумать несколько вариантов. Взрослые не должны навязывать свое мнение, а могут всего лишь помогать и подсказывать. Пусть ребенок самостоятельно решает, какой способ наиболее подходящий. После чего родители должны поддержать ребенка в его начинаниях: «Молодец! Действуй! Я в тебя верю и знаю, что у тебя все получится». А затем отпустить ребенка самостоятельно решать эти вопросы. 

Важно понимать, что с первого раза может не получиться. В этом случае говорить ребенку фразы по типу: «А я говорила! Надо было слушаться. Мама бы сходила к учительнице и все решила», — не лучший вариант. 

Если не получилось, нужно спросить у ребенка следующее:

Как ты считаешь, почему не получилось: что можно исправить, улучшить и каким образом можно решить этот вопрос?

В таком диалоге родители учат ребенка получать знания, искать и находить варианты для решения проблем в жизни. Когда он решает текущие учебные задачи, он приобретает важные навыки. Ведь часто взрослые словно учатся вместо детей, забывая, что они свои оценки в школе уже давно получили. 

Однако мнения экспертов по этому поводу разделились. По словам Евгения Мирошниченко, родители должны влиять на учителей, чтобы те хорошо относились к ребенку. Способы установления хороших отношений допускаются разные: можно сблизиться и подружиться с педагогом или нанять его репетитором хотя бы на какое-то время, чтобы тот «настроился на волну» ребенка. 

Как поступать, каждый взрослый должен определить для себя самостоятельно, взвесив все за и против и отталкиваясь от конкретной ситуации. 

Как можно помочь ребенку улучшить оценки в школе?

На стороне ребенка. Родители всегда должны быть на стороне ребенка и ни в коем случае не занимать позицию учителя. 

Список предметов. Помогите ребенку составить список предметов и тем, которые нужно исправить. Так ребенок не будет испытывать сильный стресс и паниковать, а спокойно справится с задачей.

Расписание и сон. Вместе с ребенком составьте расписание. Например, в понедельник он может повторять математику, а во вторник — заполнять пробелы по физике. Напоминайте о своевременном отходе ко сну.

Диалог с учителем. Предложите ребенку узнать у учителя, какие темы нужно подтянуть. Часто для хорошей итоговой отметки лучше исправить одну двойку за сложную контрольную вместо двух троек за легкие проверочные.  


Читайте также: Лена Борисова: «Мы объясняем детям, что девайсы — это работа, которая приносит нам деньги»


Помощь одноклассников. Ребенок всегда может попросить кого-то из более успешных в этом предмете одноклассников о помощи, чтобы те разъяснили и позанимались с ним. 

Репетиторство. Родители могут оплачивать дополнительные частные уроки со школьным учителем. Как рассказал нам Евгений Мирошниченко, когда родители начинают оплачивать репетиторство, оценки по этому предмету вскоре улучшаются. Почему так происходит, неизвестно: то ли учитель уделяет больше внимания ребенку, то ли знакомится поближе и начинает более благожелательно к нему относиться. А если в этом семестре ребенок уже не успеет позаниматься, то записаться к учителю можно на следующий. 

Сменить педагога. Если ни один из вышеперечисленных способов так и не помог улучшить оценки — тогда стоит предпринять серьезные меры. Существует множество примеров, когда замена учителя в классе положительно сказывалась на оценках учеников.