Важливо знати Розвиток

Первое знакомство с театром

Многие родители считают, что знакомить ребенка с театром не стоит рано, опасаясь, что малыш не высидит, ему будет скучно. Но это мнение зачастую ошибочно и вредно. Давайте разбираться, почему.

Педагог, редактор журнала “Мир детства и чудес”, режиссер театра и эстрады, художественный руководитель киевского благотворительного театра “Місто сонця” и мама двоих детей Наталия Грабовская расскажет о том, с чего начинать поход в театр, как подготовить малыша и как выбрать спектакль по возрасту.

childrens-theater-600x400

Театр, безусловно, стоит в ряду любимых детьми развлечений. Но развлечений особого рода: он связан с серьезной внутренней работой ребенка. Информация, которую малыш получает во время спектакля, является не только развлекательной, но и познавательной, направленной на развитие интеллектуальной сферы. В театре ребенок учиться переживать и сопереживать, что невероятно важно для его эмоциональной сферы, ведь в этот момент напряжены все его чувства! Эмоциональное напряжение (взрослые прекрасно знают это по себе) иной раз может утомить еще больше физического.

roomont-tallstories-image3-LST064822

Тем не менее, прожитые чувства во время пережитого спектакля являются катализатором для творческой энергии, фантазии и воображения ребенка, а также – хорошей коммуникативной школой понимания людей и их взаимоотношений. Выражение «школа чувств» – вовсе не абстракция. Чувствовать, испытывать эмоции и распознавать эти эмоции у других – этому необходимо учиться также, как и читать, например. Только это гораздо труднее.

6afb03f476277d5ef3dbc6048d9d1bc4

Когда Ваш ребенок собирается в театр, Вы должны хорошо представлять, что его ожидает. Существует несколько правил, которым хорошо было бы следовать, чтобы результаты похода оказались максимально действенными:

1. Помните, что никакие коллективные посещения театра не заменят вашему ребенку спектакль, просмотренный вместе с родителями. Ему необходимо, чтобы вы участвовали в его переживаниях, разделили их со своим малышом!
2. Никогда не ходите с маленьким ребенком на спектакль, о котором вы не имеете никакой информации. Детские представления могут оказаться неполезными или неинтересными тематически или в силу возрастных особенностей. Например, если ребенок-подросток уже способен оценить игру актеров, постановку, режиссерские находки и для него посещение даже не слишком удачного спектакля может оказаться пищей для ума, то у дошкольника все по-другому. Он не аналитик. Он погружается в происходящее на сцене как участник. Отпечатывание формы у него происходит бессознательно. Если он не понимает или не чувствует происходящего на сцене, его раз и навсегда может отвратить от театра (как это часто, кстати, бывает). Ну и, кроме того, одна из ваших главных задач – формировать у ребенка эстетический вкус.

3. Не ведите в театр переутомленного или плохо чувствующего себя ребенка. Эффект будет нулевой, если не отрицательный.

4. Старайтесь покупать хорошие билеты – на места, откуда ребенку всё будет видно и слышно. Если такой возможности нет – лучше отказаться на этот раз от похода. До галерки надо дорасти. Ребенок должен иметь возможность сосредоточиться на действии. Это и так серьезная работа. Он не может излишне напрягать органы чувств. Это ведет к быстрому утомлению и потере внимания.

5. Старайтесь выходить из дому заранее, чтобы не нестись в театр, как на пожар. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанной с вашим культурным мероприятием.

6. Было бы замечательно иметь в гардеробе ребенка специальное, театральное платье или костюм, театральные туфли для девочки. Все-таки поход в театр – это, если не праздник, то точно событие особенное.

7. Решите для себя раз и навсегда проблему еды в театре. Имеет смысл воспользоваться театральным буфетом, только если нет большой очереди, и вам не придется выстаивать там до третьего звонка, а потом, давясь бутербродами, опаздывать на спектакль. Лучше взять те же бутерброды из дома и без спешки съесть их за буфетным столиком. Но ни в коем случае не в зрительном зале. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок был культурным зрителем? А умение определять, что в каком месте можно делать, а что нельзя – обязательный элемент культуры.

8. Точно также ребенку следует объяснить, что в театре не нужно шуметь и бегать. По очень простой причине: можно «растрясти» волшебство сказки, и ни капельки, ничуточки в тебе не останется! А ведь со сказками ребенок получает жизненные силы!

10966622_921283421236709_1055908635_n

Выдумывайте, изучайте разные истории, которые помогут ребенку не просто «прийти в театр», а как будто, очутиться в волшебном, необычном мире, где все-все устроено по – другому. Например, как история об освещении… Вы же наверняка ее не знаете? Почему в театре свет гаснет не обычно, медленно – не так, как дома: раз и готово?

Раньше, когда еще не придумали электричество, везде использовали свечи: и в храмах, и во дворцах, и в театре. Представляете, сколько требовалось свечей, чтобы осветить огромный зал? А перед началом спектакля все свечи надо было потушить. И вот специальные слуги шли от свечки к свечке и накрывали их специальными колпачками – ряд за рядом, все ближе и ближе к сцене. Поэтому свет в зале гас постепенно, постепенно зрительный зал погружался в темноту, и высвеченной оказывалась одна только сцена…Театры уже давно освещаются электрическим светом, но по давней сложившейся традиции свет перед началом спектакля гаснет постепенно: так загадочней, волшебнее…

 

10947836_921283427903375_1489773244_n

Вот такие небольшие истории помогут вам не просто сделать поход на спектакль незабываемым для ребенка, а и влюбить его в театр на всю жизнь!

С чего же лучше начать?

Деткам до трех лет однозначно подходят только кукольные спектакли, причем они разделяются по возрастным категориям, которые можно уточнить в театре: например, сказку «Колобок» можно смотреть уже с двух лет, «Красную шапочку» – с трех, а «Русалочку» – с четырех или пяти. Большую роль тут играет сложность сюжета, а также – длительность спектакля. Конечно, это не значит, что вы не можете пойти с малышом на спектакль «повзрослее», но будьте тогда готовы к тому, что ребенку может быть не интересно и трудно держать внимание.

Годам к четырем уже можно пробовать вести малыша на спектакли с настоящими актерами. Причем, спектакли лучше выбирать по тому же принципу – сперва легкие (можно музыкальные), с простым сюжетом (а еще лучше, историями, которые уже знакомы ребенку по книжкам, которые он читал с родителями), а потом уже приступать к представлениям посложнее.

После спектакля очень желательно провести беседу, чтобы у ребенка все хорошенько отложилось в памяти и разложилось по полочкам: обсудите саму историю, постановку, музыку, персонажей, их поступки и попытайтесь определить, чему вас научила эта сказка.

 

Приятных вам театральных впечатлений!