Почему мой ребенок не говорит. Три фактора развития речи
Развитие

Почему мой ребенок не говорит. Три фактора развития речи

Развитие речи во многом является показателем состояния психической системы ребенка. Здесь вы прочитаете не про нормативные показатели, а про условия, необходимые для успешного освоения речи ребенком.

Для того, чтобы ребенок лучше говорил, необходима совокупность факторов. Этих факторов – три: внутренняя потребность, говорящее окружение, и самое важное ­– целостность, зрелость и активность мозговых процессов.

Мы можем представить себе это на примере дерева: у дерева обширная корневая система, которая позволяет ему уверенно расти и держаться в земле, она впитывает воду и питательные вещества,  благодаря этому дерево растет. Корневая система человека – это его мозг и нервы. Человек получает питание извне, и для него также важны внешние условия благоприятные для роста. А его «корень», то есть мозг, через нервы должен соединяться со всем телом. Мозг и тело будут постоянно друг друга насыщать: тело питает мозг ощущениями (как дерево впитывает солнечные лучи), а мозг дает телу нужные команды, управляет им (как корневая система, вбирая воду, дает возможность дереву растить листья и плоды).

У детей, которые проводят много времени в общении со своими сверстниками, речь развивается ощутимо быстрее, чем у детей, отдающих предпочтение самостоятельным играм.

Личностные особенности ребенка тут играют важную роль. Если в 3 года ваш малыш мало говорит, тянется к маме и осторожен с чужими людьми, возможно, вам просто стоит принять его таким, какой он есть и больше радоваться его успехам в других сферах.

Дети — интуитивные существа! Это взрослый порой не знает, чего хочет, а дети просто берут и делают то, что им необходимо. Если ребенку нужно двигаться, обязательно обеспечивайте ему такую возможность. Если хочет часами пересыпать песок в песочнице или кататься на качелях, то почему бы и нет? Хорошо, когда детство заполнено открытиями, ощущениями и эмоциями.

Речь формирует контакт ребенка с другими людьми.

Помимо внутреннего желания, должно быть соответствующее говорящее окружение. Люди, воспитывающие ребенка,   с помощью речи дают ему нужные инструменты для выживания и развития. Ребенок хорошо развивается там, где с ним говорят, все ему объясняют, интересуются его мнением. Где с малышом простыми словами говорят о происшедшем, не требуя от него реакции. Общение, наполненное телесными ощущениями, и живыми реакциями на ребенка и его действия показывает ему, какие звуки учить, помогает легче запомнить слова.

Корневая система человека – это сенсомоторный фундамент психики, который обеспечивает развитие речи, мышления и памяти. Это строительный материал для сильной нервной системы ребенка, залог интереса к познанию нового. Крепость этого фундамента обеспечивает восприятие и движение. Если есть нарушения на этом уровне, ребенку трудно дается математика и языки, таких деток часто называют «тугодумами».

Тело очень связано с речью, поэтому, чтобы хорошо говорить , ножки, ручки, глазки, ротик должны дружить между собой, работать вместе и сообща.

Упражнения на мелкую моторику хорошо развивают речь, но не стоит недооценивать упражнения на крупную моторику, а также артикуляционную гимнастику. Логопеды, например, делают специальные массажи висящим щечкам деток, чтобы подтянуть и привести в нужный тонус челюстные мышцы. Ребенок начинает говорить, когда созревают участки мозга, контролирующие движение. После овладения нужными моторными навыками, ребенок начинает произносить нужные звуки.

Подводя итоги, нужно сказать, что для становления речи ребенку необходимо живое общение и моторные навыки, которые формируются неврологической активностью мозга. Чтобы развивать моторные навыки, родители должны делать акцент не только на развитии речевого аппарата, но и на развитие движений тела в целом (и глазок, и ручек, и ножек). Ведь зона мозга для моторных навыков одна. Поэтому активные игры (прыжки на скакалке и батуте, игры с мячом, езда на роликах и велосипеде) не только укрепляют мышцы и суставы, но и активизируют работу мозга, и как результат – развивают речь.

Автор психолог Ольга Драговоз