“А мой ребёнок уже считает до 10!”, “А мой – различает все цвета!”, “А мой – знает алфавит!”… Обычно, услышав подобные разговоры я удаляюсь. Но иногда так хочется встать и сказать: “А мой – счастливый!”. Честно признаюсь, очень тяжело не поддаться на все эти “кто больше” и не начать запихивать в своих детей как можно больше различных знаний. Но я уже не буду, нет.
Раннее развитие – тема, которая в мамских разговорах (особенно в соцсетях и на различных форумах) так же горячо обсуждается, как ГВ и фигура после родов.
С 6 месяцев я начала показывать своим детям карточки Домана. Это ж самая эффективная и модная методика – разве я могу ее обойти? Сейчас из всех карточек, которые я им показала до полутора лет, мои дети могут определить 90%. Среди них есть трубкозуб, капибара, ламантин, валторна, мандолина и куча других “очень нужных” понятий.
В год мы пришли на плановый прием к неврологу, которая сказала, что мои дети уже должны уметь собирать пирамидку. О Боже! Что ж я за мать? Я им её даже ещё не купила. Даря как-то интуитивно, а возможно он просто гений. собрал её сразу в кабинете врача, а Варя наотрез отказалась даже пробовать. Меня легонько пожурила врач, неодобрительно посмотрел муж, типа “И чем ты, блин, целыми днями с детьми занимаешься?!”, а я им кивнула “виновата, исправлюсь” После этого я с Варей ежедневно и чуть ли не ежечасно занималась этой долбанной пирамидкой. Через несколько дней (10-12) она стала идеально её собирать.
После того, как чувство мамской неполноценности улеглось, я подумала: и что? Зачем, собственно, я насиловала своего любимого ребёнка этой пирамидкой? Не найдя ответа, я пришла к определённому мнению относительно всех специальных “развивашек” – нет, они нам не нужны.
Можете называть меня ленивой, безответственной и равнодушной к будущему моих детей. На меня это все равно не подействует. И вот почему.
Я считаю, что ребёнок в полгода должен не различать цвета, а уметь улыбаться. Я думаю, что ребёнок в год должен не знать геометрические фигуры, а быть любознательным. Я полагаю, что ребёнок в 2 года должен не уметь считать, а уметь прыгать. Я уверена, что ребёнок в 3 года должен не знать все буквы, а уметь ездить на самокате. А ребёнок в 4 года должен не уметь читать, а уметь плавать.
Мне кажется, что перегружая мозг ребёнка рядом ненужной им в этот конкретный момент информации, мы забираем это место у действительно нужных для запоминания вещей. Есть очень много, в основном восточных теорий, которые говорят, что до трёх лет закладываются “основы жизни”, то есть человечность, доброта, эмпатия, способность к взаимопониманию и пониманию своих собственных чувств, чувства любви, заботы и нежности. Остальное – потом, намного позже. В 7 все будут уметь читать, но кто-то при этом будет мучить кошек, а кто-то спасать жуков – вот и вся разница!
Не думайте, что мои дети растут без интеллектуального воспитания, вовсе нет. Просто я не практикую “навязывание” знаний. Они знают названия кучи животных, техники, рыб, понятий и т.д. Но все это происходило не в принудительно-развлекательной форме “развивашек”, а в процессе игры, беседы, просмотра книг… Да даже если бы они и этого не знали, я бы не сильно переживала.
Я для себя решила, что психическое здоровье важнее соски в 2 года, что не бояться перемен важнее, чем пресловутый горшок, что лазанье по лестницам, катание с горки и прыганье на батуте важнее алфавита, цифр и знания всех цветов. И что мне совсем не важно мнение мам, у которых ребёнок уже в полтора года читает Гессе…
Дать детям возможность радоваться детству – лучшее из того, что мы им действительно можем дать!
Александра Квитко – автор блога ВаряДаря. Сыр и Зефир