Раннее развитие 0-1 месяц. Дневник занятий
Развитие

Раннее развитие 0-1 месяц. Дневник занятий

К понятию “развитие с рождения” многие относятся скептически. Казалось бы, что можно развивать у новорожденного? Он и сам по себе прекрасно растет, приобретает новые навыки. К тому же, о каких занятиях может идти речь, если зачастую мама на первые несколько месяцев застревает в нескончаемом водовороте “накормить, переодеть, укачать” и мечтает только о том, чтобы выспаться.

Я посетила не один семинар по раннему развитию 0+, но до недавнего времени у меня не было возможности поработать с малышами первых недель жизни. Рождение второй дочки исправило эту несправедливость. И, поверьте, первый месяц можно прожить думая не только о гв, а радуясь, часто и удивляясь новым навыкам крошки.

Наши с Никой занятия начались со второй недели жизни, когда мы обе выспались после роддома. Baby Sensory – основная методика развития с рождения, от которой я отталкиваюсь, разработана британским врачом-педиатром Лин Дей. Главный тезис – ребенок познает мир через новые впечатления. Чем их больше, чем они ярче, тем активней развивается мозговая деятельность. Направление занятий – развитие каждого из 6 органов чувств. Когда мы занимаемся?

Первый месяц жизни малыш большую часть времени спит, но есть и небольшие промежутки бодрствования. Вот их я и использую.

8417907060_1da3b23a7b_c 8417433519_999912f495_c

Первое, с чего мы начали, это черно-белые картинки. Не стоит путать с карточками Домана. Здесь другой подход. В период с рождения и до 6 месяцев у малыша идет активное развитие зрительной системы. И черно-белые структурированные изображения позволяют стимулировать это развитие. Как?

В сетчатке нашего глаза есть клетки: палочки, чувствительные к слабому свету и различающие только белый и черный, и колбочки, которые видят цвета на ярком свету. И вот эти палочки развиты лучше, поэтому младенцы предпочитают фокусировать взгляд и рассматривать черно-белые предметы.

Вместо ярких подвесок и развивающих книжечек на кроватке я развесила распечатанные черно-белые изображения. В первый месяц ребенок хорошо рассматривает четкие формы: несложные геометрические фигуры, прямые линии, чередование клеток, полосок и точек. Картинки можно разместить на бортиках кроватки, подвесить на развивающем коврике, в общем там, где ребенок часто проводит время, чтобы у него была возможность их разглядывать. И, поверьте, малыш действительно на них реагирует.

После того, как на бортиках кроватки появились картинки, Ника после еды и переодевания может спокойно минут 15-20 заниматься их разглядыванием.

Периодически я меняю их местами. Такое визуальное обогащение для малыша гораздо интересней, чем просто смотреть в потолок. К тому же, обзавестись картинками совсем не сложно.

3E7A8466

Когда зажила пупочная ранка, я начала укладывать Нику на живот на жесткую поверхность. У нас это черно-белые пенополиуретановые коврики-пазлы, которые опять же интересно рассматривать. В положении на животе развивается двигательная активность и моторика, у малыша есть возможность изучать окружающие объекты под другим ракурсом. К тому же выкладывания на животик – хорошая профилактика пупочной грыжи и колик. Наши лежания на животе начинались с 1 минуты, к месяцу Ника с удовольствием копошится на животике около 15 минут, учится удерживать голову, пытается приподниматься на предплечьях.

Одно из моих любимых упражнений из Baby Sensory – игры с мелодичными инструментами. Можно использовать бубенцы, бубен, металлофон и тому подобное. Первым, что у меня оказалось под рукой, был обычный металлический колокольчик. Звонкий, резкий, но приятный для слуха звук привлекает внимание.

Начинать такие занятия сначала лучше в полной тишине – звонит колокольчик, ребенок реагирует на звук, прислушивается и пытается найти источник звука. Ника с первой недели пыталась поворачивать голову и искать, что издает звук. Дальше я перевожу колокольчик с лева на право и наоборот, подталкивая малышку следовать за звуком поворотом головы. Через время, когда я убедилась, что Ника хорошо слышит и узнает колокольчик, во время упражнения стала включать мелодичную музыку с разными звуковыми тональностями. Отлично для этого подходит Моцарт “Колыбельная”. Во время мелодии колокольчиком я звонила уже не просто, а в такт, следуя за музыкой. Такие упражнения развивают музыкальный слух, что в свою очередь накладывает отпечаток на развитие речи и памяти. Еще музыкальные занятия успокаивают ребенка. Если их проводить в качестве ритуала перед сном, то кроха будет узнавать мелодию, настраиваться на сон. Кстати, под Моцарта дети прекрасно спят! После занятий я оставляла Нике “Колыбельную” в фоновом режиме, и она быстро засыпала.

Еще одно замечательное упражнение, направленное на развитие тактильных и зрительных ощущений, игра с гладкой тканью. Ника лежит на спине, я беру шелковый шарф с черно-белым узором, слегка им взмахиваю и опускаю, чтобы он ненадолго коснулся лица, снова приподнимаю. Ребенок ощущает новые прикосновения кожей лица и пытается потрогать ткань ручками, удивляется, улыбается. Также малыш наблюдает и анализирует, как ткань поднимается и опускается, как окружающие предметы появляются и снова пропадают из поля зрения. Кажется все банально и просто, а сколько сенсорного опыта получает кроха!

2W5B4007

Хотите обеспечить ребенку хороший ночной сон, укрепить его иммунитет и развить дыхательную систему? Грудничковое плавание и ныряние вам в помощь! В первые месяцы жизни это все осуществимо в домашней ванной. После заживания пупочной ранки можно смело начинать процедуры. Подберите температуру воды, комфортную для вашего ребенка. Сначала это в пределах 34-36 градусов. Нику я начинала купать при температуре 35 градусов. Для закаливания полезно постепенно снижать температуру. К месяцу мы плаваем уже при 32 градусах. Предел температуры у каждого малыша свой – главное, чтоб ему было комфортно. Какие упражнения для плавания? Еще со старшей дочкой, когда ей был месяц, мы ходили на грудничковое плавание при поликлинике. Там врач-массажист в ванной показывала различные проводки, восьмерки, скольжения и тому подобное, что мама может сама делать дома.

Много примеров упражнений можно найти на youtube, также можно пригласить инструктора по грудничковому плаванию домой и он научит основным приемам.

Эти упражнения очень хорошо укрепляют мышцы шеи, спины, пресса, а с ножек и ручек наоборот уходит гипертонус, если он был. Также вода прекрасно снимает спазмы животика, поэтому активные водные процедуры – прекрасная профилактика колик.

Отдельно хочу сказать о нырянии. Многих мам этот процесс пугает. Но для ребенка – это огромная польза. Разрабатываются легкие, очищаются дыхательные пути, и в дальнейшем ребенок быстро научится плавать, не будет бояться воды. На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы научиться “проныривать” малыша. Умение задерживать дыхание сохраняется у детей после внутриутробного пребывания. Главное, научить ребенка это делать по команде. Обычно все выглядит так: придерживаем малыша под шеей, четко и громко говорим: “Внимание, ныряем!”, слегка дуем в лицо, чтобы ребенок инстинктивно задержал дыхание, и опускаем лицо в водичку совсем ненадолго. Когда ребенок привыкнет к таким коротким погружениям, можно переходить и к полноценному нырянию, постепенно увеличивая время пребывания под водой. К месяцу Ника проплывает под водой дистанцию нашей домашней ванной, конечно, с моей помощью. И вся процедура купания ей очень по душе.

С каждым месяцем взросления мы будем расширять список наших занятий, что-то дополнять, что-то менять.

Конечно, у таких занятий не только “развивающий” эффект.

Если время бодрствования с рождения проводить активно, то и дальнейший сон будет спокойней, крепче и длиннее, а у мамы больше времени на себя и на остальные дела.

Регулярные занятия помогают выстроить и дневной график малыша.

А самое главное – развитие с рождения это фундамент для последующего интересного времяпровождения с детьми!

Вам будет действительно интересно играть в их игры, придумывать свои, заводить семейные традиции и ритуалы. И все потому, что с самого рождения ребенка вы не зацикливаетесь только на уходе за ним, а привыкаете весело и с пользой проводить время!