Мнения Развитие

Раннее развитие. Чем раньше – тем лучше?

Не так давно на глаза попалось объявление школы раннего развития. Ну и что, ну и подумаешь – сколько их сейчас в Киеве, уже, кажется, ничем невозможно удивить. Но тут я удивилась. Объявление предлагало занятия по английскому языку для трехмесячных младенцев. Еще раз: для трехмесячных.

Cool-Baby-Learn-Laptop-Wallpaper-HD

И тут меня заклинило. Я попыталась себе представить этих пупсов 12 недель от роду, которым пытаются вложить в головки иностранные слова. Как это делают: шаманскими плясками, бесконечными показываниями картинок или прокручиванием аудио-видеозаписей – не представляю. Да это, по большому счету, не так уж и важно. Главный вопрос, возникший в моей голове, звучал следующим образом: зачем? Чтобы сделать из них вундеркиндов? Чтобы возместить собственные пробелы? Чтобы лучше подготовить ко взрослой жизни и будущей карьере?

И тут мы переходим к вопросу, который, наряду с вопросом ГВ или совместного сна, вполне способен разделить мамский лагерь на две враждующие половины, которые будут готовы без конца обмениваться страшными, но поучительными историями из жизни, предсказаниями ужасного будущего, ядовитыми стрелами иронии и сарказма и прочими прекрасными штуками. Итак: нужно или не нужно раннее развитие? Даже так: супер-ранее развитие.

First-book-baby1

Почему-то в мамской среде принято некое негласное соревнование. Стоит выйти на любую детскую площадку, непременно услышишь словесную выставку достижений, причем считается, что, чем раньше ребенок усвоил какой-то навык, тем успешнее и он, и – внимание! – его мама. И вот у нее уже есть повод гордиться, поучать и небрежно давать рекомендации.

И вот уже ты с ужасом понимаешь, что, поскольку в 3 месяца не обкладывала свое чадо красно-черно-белыми картинками, в 4 не начала вводить иностранные слова на карточках, а в 6 не разучила с ним первую песенку на французском или испанском, то перспектива выращивания успешного члена общества сводится практически к нулю.

Reading-Baby

И чем дальше ребенок растет, тем больше расширяется поле деятельности для мамы. Просто невероятное количество кружков и секций взрывают мозг и разрывают кошелек, но чего не пожалеешь ради любимого чада. И вот устанавливается жесткий график: с английского на хореографию, оттуда – быстрей, быстрей переодевайся! – на хор, потом полчаса йоги и домой. К карточкам и развивающим книжкам. И я же нисколько не преувеличиваю, я лично сталкивалась с такими детьми и их родителями.

Надо сказать, такие дети, действительно, выглядят взрослее своих лет. Во-первых, они очень часто выглядят уставшими. А ну-ка, мамы-папы дошколят, навскидку: что нужно сделать с ребенком такого возраста за день, чтобы он выглядел уставшим? Все мы знаем, что, скорее, ребенок попросит вареную брокколи на десерт, чем скажет: «Я устал, не могу больше играть и бегать». А еще такие дети очень рано понимают, что такое выходные. И умеют им радоваться, как настоящие взрослые. Мы ждем пятницу, а они просто ждут свободный день, когда им никуда не нужно будет идти. И ведь это они даже в школу еще не пошли.

mon-5-00-66

Может показаться, что я – ярая противница раннего развития в принципе. Дескать, пусть дети растут, как трава под забором. Нет же. Просто для меня развитие не эквивалентно количеству развивающих школ или кружков. Я всего лишь за естественный процесс.

За то, чтобы дать ребенку самому понять, что именно ему интересно. За то, чтобы родители смогли рассмотреть талант, который сокрыт именно в их ребенке, дали ему рисовать на стенах или лепить на ковре или стучать по барабану. Всего этого не разглядеть за чередой умных занятий. Но ведь только разглядев и поняв своего малыша, мы можем, действительно, предложить какой-то кружок или секцию ему на радость и во благо.

Развиваться так просто. Достаточно выйти на прогулку и посмотреть вокруг. Зачем ворона каркает? Почему ветка лежит на дороге? Куда девалась лужа? Почему листья стали коричневыми? Это для меня и есть естественное развитие, которое научит слышать малыша и видеть его потребности. В общем, я за то, чтобы оставить ребенка в покое. Но в этом покое быть рядом с ним и открывать этот мир вместе с ним заново.