Свободная игра. В чем ее ценность для детей и взрослых?
Важливо знати Розвиток

Свободная игра. В чем ее ценность для детей и взрослых?

Впечатлена лекцией «Свободная игра. В чем ее ценность для детей и взрослых?», которую на этой неделе в рамках Онлайн-фестиваля Института Ньюфелда проводила его ученица  Юлия Колбаскина. Поделюсь кратко тезисами и своими размышлениями на этот счет.

Cвободная игра – это добровольное действие, в котором главный  акцент ставится на сам процесс и удовольствие от процесса, а не на результат. Напряжение и радость разыгрывается понарошку в рамках пространства и времени-инобытия.  Это игра с самим собой.
cute-kids-teddy-bear-hd-wallpaper
К свободной игре побуждает только внутренняя мотивация или внутренний голос, нельзя оказать давление извне.  Убирается все наносное, глаза человека обращены внутрь себя. Таким образом, свободная игра приводит нас к себе самих. В игре рождается САМОСТЬ, своя уникальность.  Процесс рождения самости Юля сравнила с рождением ребенка.
Мишель Оден, известный французский врач-акушер, утверждает, что для природного и естественного процесса родов, необходимо соблюсти правило трех «Т»: тишины, темноты и теплоты.  Так и в отношении с рождением «самости», необходимо выполнить те же условия для ребенка:
  1. Тепло: обеспечить  крепкую и надежную привязанность,  глубокие и питающие отношения.
  2. Тишина: убрать внешний фон в виде гаджетов, мультиков, вопросов «Тебе нечем заняться? Сейчас я тебе найду что делать».
  3. Темнота:  позаботиться об  уединении, отсутствии других – наблюдателей, критиков, свидетелей.
 
1680x1050_fairy_wings_girl
Часто можно заметить, как ребенок перестает играть, как только появляется взрослый, или  говорит что-то типа «Мама, не смотри, как  я играю». Очень знакомо мне лично. Пока Юля рассказывала,  я жадно конспектировала лекцию.  В этот момент нахлынули воспоминания моей свободной игры в детстве.
Как долго и увлеченно я играла с мешком пуговиц, который бабушка принесла домой со швейной фабрики, или в куклы, или била в знойный полдень полчища мух на стене дома. Как не хотела, чтобы кто-то другой подсматривал за моим разыгрыванием диалогов во время игры. Как нравилось уходить в мир фантазий и строить свои миры, героев, сюжеты.
Cute-Kids-Hd-Wallpapers-Free-e1413226522958
Дальше Юля приводила примеры с известными людьми, как они играли или бросали играть. Агата Кристи представляла себя котенком в обществе кошек, и очень смутилась и разозлилась, когда подслушала, как ее няня рассказывала о странных играх своей подопечной подруге. Марина Цветаева бросила игру на пианино, когда умерла ее мама. Это подтверждает тот факт, что все навязанное нам другими, только уводит нас в сторону от себя, и как только мы остаемся наедине с собой,  свободные от внешнего побуждения, мы сами выбираем,  что нам делать и во что нам играть.
Удивительно, но факт, у школьных детей познавательная активность ухудшается с каждым годом школы. Там я должен, а «хочу» отходит на второй план. Мир познается  в классе,  принудительно, а в результате получаем человека, который не знает себя, свои сильные и слабые стороны.  Живой интерес и любопытство – вот главные индикаторы успешного и счастливого человека.
 1680x1050_fairy_wings_girl
Свободная игра предоставляет ребенку возможность отдохнуть от того, что предъявляет ему общество. А еще добрать полноту, которой нет  в реальной жизни, создать пространство, где можно  сказать все, что он думает, прожить эмоции и разыграть все то, чему нет места в жизни.  И тогда возращение в реальную жизнь будет более гармоничным. Игра окрашивает жизнь.
Какая задача родителей? Гордон Ньюфелд, руководитель Института, отвечает на этот вопрос примерно так:
“Мы, как родители, должны дать ребёнку два приглашения: одно – это дать тепло, уверенность в нашей близости, надежную привязанность; второе – это приглашение ему быть самим собой, возможность стать уникальным”.
cute_girl_cute_kitten-1920x1200
Ведь, как происходит развитие: сначала ребенку получает от родителей ощущение надежной безопасной базы и привязанности, а потом идет исследовать мир. Первый этап обеспечиваем мы, родители, а на втором этапе  важно не мешать, а лишь постепенно увеличивать свободу ребенка. Важно. Не мешать, освободиться от стремления к контакту.
Очень хорошая цитата от Стуарта Брауна, приведенная Юлей на лекции:
«Заполняя время детей – то есть непрерывно перевозя их из одного места в другое, где они занимаются заранее определенными вещами под руководством взрослых, – мы можем считать, что помогаем их будущему. И конечно, такое поведение одобряется в нашей культуре и укрепляет нашу роль «хороших» родителей.
Cute-girl-children-in-summer-hd-wallpaper
Но на деле не исключено, что мы отнимаем у них время, необходимое, чтобы самостоятельно открыть самые важные свои таланты и знания. И возможно, мы лишаем их доступа к внутренней мотивации, которая позднее должно стать движущей силой всей их жизни.»
Что я для себя пока что вынесла из всех лекций на эту тему. Надо различать понятия свободной игры и игры с ребенком.  Игра – это ведущая деятельность ребенка, это главная активность, которая развивает ребенка, поэтому родителю важно всячески поощрять игру.
Не надо «обучать» ребенка игре, у него способность к игре заложена самой природой. Важно дать ребенку ощущение любви и привязанности. Это очень хорошо делать с помощью игры и взаимодействия с ребенком – поваляться на кровати, пощекотать, попрыгать, побегать, потанцевать.

www.hdfinewallpapers.com

Не надо мучать и заставлять себя играть  в то, что вам не интересно. Важно, придумать такую активность или игру, которая будет в радость и родителю и ребенку. К примеру, недавно мой муж пожаловался, что его тошнит от ролевых игр с детьми.  Зато он замечательно играет с Егоркой в мячик, рассказывает про инструменты, совмещает уборку квартиры с игрой.  Я же, наоборот, мастер разыгрывать сюжеты.
И если все делать правильно, и ребенок будет уверен в нашей любви и заботе, то он с радостью по сто раз на день повернется к миру лицом, а к нам попой.  И  вот здесь и открывается простор для свободной игры, в которую нам, родителям, вмешиваться не стоит. Наоборот, нужно обеспечить покой и создать условия, чтобы такая игра была у ребенка как можно чаще. Не загружать с утра до вечера развивающими занятиями.
boy-puppy-dog-hd-wallpaper
Конечно, ребенок, да и мы сами, нуждаемся в укреплении контакта и совместном досуге. Меня очень увлекает мысль о том, что когда Егорка подрастет, мы сможем:
  • играть в настольные игры всей семьей;
  • научить его тем играм, которые мы сами играли в детстве;
  • освоить, хотя бы на базовом уровне, новые виды активного досуга вместе с сыном (ролики, скейт, коньки);
  • наверстать пропущенные знания по части устройства космоса и миллионам других популярно-научных и технических вопросов.
Сегодня мне случайно попалось на глаза одно гениальное интервью, прямо в тему статьи, о свободной игре, создании своей реальности и проявлении эмоциях.  Здесь даже больше о взрослых! Ведь взрослым тоже очень нужны условия, в которых они свободны от критики и следуют внутреннему голосу для выражения своей творческой сути, своего созидательного «Я».  Даже больше, чтобы быть счастливым и следовать своим целям  – взрослому надо создавать свою реальность.